Моральные критерии – это совокупность установок человека, которые позволяют ему адекватно воспринимать отношения между людьми, включая их взаимные обязанности и права с точки зрения существования добра и зла.
Общие сведения
Мораль – это понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования.
Нравственность – это субъективные представление о добре и зле, а также стереотипы мышления и поведения в обществе, навязываемые самим обществом каждому отдельному человеку, зависящие от исторического эпохи, географического, экономического, культурного, религиозного и национального контекста.
Ребенок с самого раннего возраста, воспитываясь, в семье получает информацию о том, что хорошо, а что плохо. Такие знания помогают каждому человеку мирно существовать в рамках социума и строить комфортные отношения с окружающими людьми. Механизмы следования этим законам определяют зрелость личности.
Содержание моральных и нравственных критериев человека может быть различным, но, несмотря на это существуют базовые формы поведения личности и восприятия ею мира, которые существенно влияют на выбор образцов взаимодействия.
Варианты формирования нравственных критериев личности
Существует три варианта формирования нравственных критериев личности:
- сдерживание на основе страха. Ребенок понимает связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от действий, которые были запрещены ему взрослыми;
- проявление эмпатии. Такой феномен подразумевает понимание ощущений другого человека. Люди своими поступками сдвигают эмоциональный фон в положительную сторону;
- совершенствование мышления личности и формирование опыта по проверке предположений и переформулировке взглядов.
В этике нравственность является синонимом слова мораль. Но некоторые различия между ними отметить можно. Мораль чаще описывается как свод норм и правил, которые складываются в течение исторического развития и имеют отношение ко всему социуму. Нравственность имеет сугубо индивидуальный смысл. Каждый человек руководствуется собственным набором устоев и ориентиров поведения, которые часто не имеют отношения к морали.
Для того, чтобы понять, какими именно качествами обладает человек с развитыми моральными и нравственными качествами, необходимо осветить два смежных понятия - духовно-нравственные ориентиры и моральные принципы.
Духовно-нравственные ориентиры – это комплекс табу и целей, которые формируют поведение личности.
Благодаря духовно-нравственным ориентирам, личность устанавливает для себя границы и не выходит за их пределы. Ориентиры контролируют деятельность индивида, способствуя поиску места в социуме и могут определить степень его порядочности.
Таким образом, моральные и нравственные критерии человека позволяют:
- осуществлять самоконтроль действий и поступков;
- реализовать на практике совесть;
- сформировать ощущение человеческого достоинства;
- способствовать правильному действию поведенческих побуждений.
Моральные принципы, в свою очередь становятся основой для выстраивания межличностных и социальных взаимоотношений. Они могут быть универсальными и регулировать свое содержание посредством порицания или одобрения обществом.
Нравственные и моральные критерии личности могут быть положительными и отрицательными. К отрицательным относят: злость, властность, лживость. Если человек обладает низкой степенью нравственности, то эти деяния покажутся ему допустимыми, даже предпочтительными. Чтобы не выбирать такие формы поведения, человек должен следить за своими поступками.
Позитивные нравственные качества личности
К числу позитивных нравственных качеств относят:
- ответственность;
- гуманизм;
- верность;
- дисциплину.
Ответственность — это отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий.
В рамках ответственности индивиду необходимо понимать, что его деятельность, а также бездействие может привести к конкретным последствиям. Ответственность сегодня присуща только зрелым личностям. Критерий зрелости личности может не зависеть от возраста. Ответственность формируется в ходе воспитания.
Гуманизм – это воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.
Гуманизм представляет собой высоконравственное качество, без которого невозможен процесс человеческой коммуникации. Гуманизм включает заботу и сопереживание человеку. Затруднение состоит в том, что вызвать специально подобные чувства не представляется возможным.
Верность как нравственное качество подразумевает определенное отношение к себе и к окружающим. Для того, чтобы человека уважали и ценили, ему необходимо держать слово. В противном случае необходимо заранее предупреждать человека о возможных противоречиях, чтобы избежать проблем во взаимоотношениях.
Дисциплина является примером морального качества, которое подразумевает необходимость соблюдать все существующие общественные нормы, чтобы не испытывать влияния санкций со стороны государства и общества.
Если человек систематически не соблюдает дисциплину, то его можно назвать девиантной личностью. Такое понятие применительно также, если индивид не соблюдает законы.
Одним из важнейших нравственных качеств является честность.
Честность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить правду при любых обстоятельствах.
Человеку нужно быть честным с самим собой. Перед тем, как доверяться людям необходимо быть очень внимательным. Стоит убедиться в надежности личности, с которой Вы взаимодействуете, чтобы не испытать чувство разочарования и обиды.
Таким образом, эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми в обществе правилами. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.