Этическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания, систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, поведение и чувства индивида с целью формирования у него нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Феномен этического воспитания
Воспитание подрастающего поколения как система развития личности составляет одну из актуальных задач современного общества.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма и пр.
Этическое воспитание требует со стороны людей усилий, направленных на создание материальных, социальных и духовных условий для совершенствования внутреннего мира личности.
Но при этом наличие объективных условий само по себе не решает задачу становления развитой личности. Необходимо организовать систематический воспитательный процесс, базирующийся на знании и учете объективных закономерностей становления личности на разных возрастных этапах.
В целом, этическое воспитание представляет собой систематическое воздействие на человеческую личность, которое направлено на формирование у человека сообразных и общественно значимых качеств. К ним можно отнести: человеколюбие, культурное поведение, стремление к учету общечеловеческих ценностей в различных типах деятельности, патриотизм и пр. Иногда феномены «нравственное воспитание» и «этическое воспитание» отождествляются между собой.
Главной особенностью этического воспитания является тот факт, что соблюдение моральных норм и правил происходит на добровольной основе и зависит от внутренних мотивов, а также потребностей самого человека.
Наказанием за несоблюдение моральных норм может служить осуждение, порицание социума или его отдельных членов.
Человек, воспитанный нравственно относится к обществу и общественному мнению как к ключевому фактору поведения, так как считает себя частью данного общества.
Этическое воспитание и нравственность
По мнению С. А. Соловейчика воспитание есть обучение нравственной жизни, или применение нравственных средств. При воспитании детей, мы учим их добиваться целей, но опираться на нравственные средства. Этическое воспитание является двухсторонним процессом.
Он заключается в воздействии на воспитанников с целью усвоения ими нравственных норм и понимания безнравственности, ее сути и последствий. Необходимо понимать, что нравственные понятия могут быть руководством к действию только тогда, когда они воспринимаются не формально, а осмысливаются глубоко и превращаются в убеждения.
Этическое воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической природы, который соответствует нормам морали, а также организации всех аспектов жизни школьников.
Нравственное воспитание ставит перед собой цель выработать у детей такие качества, как честность, чуткость, отзывчивость и правдивость, а также товарищество и готовность помогать друг другу. Также необходимо вырабатывать стойкое сопротивление отрицательным качествами и безнравственности.
Нравственное и этическое воспитание: точки соприкосновения
Содержание нравственного и этического воспитания соотносится с друг другом и включает в себя несколько смысловых блоков:
- формирование гуманности, как ключевого качества личности;
- воспитание коллективизма и взаимопомощи в различных жизненных ситуациях;
- формирование гражданственных начал и патриотизма;
- становление правильного отношения к труду.
Существенном признаком этического воспитания является концентрическое построение, а именно решение воспитательных задач с элементарного уровня к высокому. Для достижения целей применяют усложняющиеся виды деятельности. Этически воспитанным называют человека только в том случае, когда нормы и правила поведения, которые предлагает общество становятся его собственными убеждениями и взглядами.
Этика как фактор воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.
Этика в воспитании осуществляется в процессе жизни личности с учетом среды и возраста, которая влияет на ценностные ориентации личности. Средства нравственного воспитания имеют собственную специфику при организации специфической работы по просвещению учащихся, формированию у них существенного опыта коллективной жизни, совместной деятельности.
Для стимуляции нравственных мотивов и способов поведения в рамках этического воспитания необходимо:
- создавать условия для правильного нравственного выбора в различных жизненных ситуациях;
- понимать характер сформированных противоречий в развитии нравственных потребностей детей;
- влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребенка (родителей, товарищей, друзей).
Таким образом, этическое воспитание становится неотъемлемой частью развития личности и систематическим процессом современного окружающего мира. Результатом этического воспитания становится нравственная личность, которая может служить примером для других людей.