Игра – это важнейший элемент культурного пространства, в котором зарождается восприятие образов, идеалов, нравственных знаний, этических чувств, которые приняты в обществе.
Общие сведения об игре
Игра является целостной структурой, которую нельзя разложить на многочисленные составные элементы. Игра представляет собой инновационную субстанцию, которая самовоспроизводится, реализуется, а также совершенствуется. Игра может помочь трансформировать реальность и моделировать ее с новым смыслом и значением. При этом появляются новые игровые модули, как перекодирование и наделение окружающих предметов и слов новым сущностным смыслом.
Игра в некотором роде становится «творением» мира, поскольку может преобразовать хаос. При этом игра структурирует реальность и вносит в нее ритуальные элементы.
Необходимо отметить, что человечество на заре своего развития организовывало социальный мир и наполняло его жизненным пространством, нормативными шаблонами.
Подходы к определению понятия «игра»
Й. Хейзинг связывал суть игры с сакральным миром. По его мнению, игра формировалась как нечто избыточное и реальное, поэтому ее формирование сродни появлению самой культуры как некоторой второй реальности. Также автор указывает на тот факт, что «культура изначально разыгрывается» и представляет собой свободную деятельность, которая осознается как «ненастоящая» или не связанная с обыденной жизнью, но могущая полностью захватить играющего в определенном времени и пространстве.
Также в подобном ключе игра описывается К.Б. Сиговым. Он говорил о том, что игра становится формой свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру и развертывается в виде состязания, представления, репрезентации смыслов или состояний, характерных для личности.
Мыслитель Э. Финк называет игру экзистенциальным феноменом бытия личности, ставит ее в один ряд со смертью, трудом, любовью, господством. Также он обращает внимание на философский смысл игры, который заключается в том, что игра является инструментом познания и понимания реальности.
Финк пытался дать определение понятию игры, выявляя ее сущность и все возможности проявления. В частности, он выделяет особые игровые моменты самой природы, например, игру света и тени.
Продолжая данную тематику А. Б. Демидов сделал вывод о том, что игра может в полной мере охарактеризовать бытие человека. Во время игры каждый элемент приобретает новый смысл.
Ф. Шиллер одним из первых обращал внимание на эстетические компоненты игры, так как она является способом выразить творческую активность личности, наполнить ее новыми символическими смыслами и образами.
Типология игр в контексте культурного развития общества
Ориентируясь на исследования игр в отечественной науке, принято выделять следующие типы игр:
- игра-мимесис, которая характеризуется подражанием реальности и символическим удвоением мира. Примерами таких игр можно назвать искусство и символику языка;
- игра-агон, отличительны критерием которой является соревновательность. К таким играм могут отнести спорт, турнир, дуэль или шоу «навылет»;
- игра-экстазис связывается с постижением смысла бытия. Ареной таких игр выступает жизнь человека, который играет с судьбой.
С учетом такой классификации игр можно утверждать, что в реалиях современности игра становится ведущим способом постижения реальности и отражения ее сути. Поскольку игра является предвосхищением прошлого и будущего, то через нее может произойти сдвиг и расширение границ общечеловеческого опыта. При этом игра становится универсальной формой обучения и воспитания. В игре человек быстро усваивает новую информацию, механизмы социального поведения и адаптации.
Для каждого человека игра становится уникальным пространством, которое может создать иллюзию временного совершенства. Изменение правил в процессе игры нарушает магический смысл всего действа.
В структуре современной реальности большое значение занимает игровая форма осознания инновационного культурного опыта.
Если человек находится в состоянии игры, то он остро реагирует на изменения окружающей среды и адаптируется к ним. Игры-мимесис и игры-экстазис при этом ставят перед человеком необходимость корректировки сознания. Что касается игры-агон, то она позволяет воспроизводить культурные образы (стереотипы и идеалы).
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события.
Игра и культура
Посредством культурной идентификации игра становится не просто структурообразующим принципом реальности, но и порождает интерес современного человека в своеобразную игру с классикой и ее систематическими элементами.
Игра способствует быстрому усвоению ценностей и в контексте стремительно меняющихся идеалов, потребностей и социокультурных аспектов. Современная культура часто обращается к средствам игры, как к способу ускоренного усвоения механизмов взаимодействия и постижения реальности.
Игра является важным элементом онтогенеза и филогенеза в культурном становлении социального пространства. Она становится синтетическим элементом, включающим в себя многие конструкты личностного и общественного значения. Она проявляет важные культурные традиции, творческие коммуникативные мифологемы, ценности и историческую память.
При этом игра усваивается представителями различных возрастных категорий. Также игра отвечает основным потребностям современного человека одновременно освобождая и порабощая его в временном социокультурном пространстве. При этом важно понимать, что механизмы игры не постигаются одномоментно и не воспринимаются как нечто строго определенное. Сущность игры необходимо постигать и постепенно погружаться в ее детали.