Общие сведения об этикете деловой переписки
Деловая переписка – это неотъемлемая часть образа компании и делового человека. Деловая переписка позволяет установить контакт и поддержать связь между партнерами. Предпочтительная форма установления контакта – письменная, поскольку в рамках делового общения часто необходимо общаться на расстоянии и при этом транслировать максимум информации адресату.
При этом в деловой переписке соблюдение правил и требований обязательно не только в общем, но и в деталях и мелочах.
Существует ряд принципов, касающихся этикета деловой переписки, в их числе:
- уважительность и вежливость;
- ясность целеполагания;
- ориентация на контактность и результат;
- ответственное отношение к чужому времени и обязательствам;
- точность и последовательность.
Эти требования не отличаются оригинальностью, но их исполнение гарантирует конструктивность взаимодействия с партнерами и клиентами. Этикет делового общения в принципе регламентирует все виды взаимодействия между людьми, поскольку с ним может быть связана любая жизненная ситуация.
Многие компании используют бланки писем и языковые формулы.
Фирменный бланк письма – это лицо компании, которое должно оличаться грамотностью, точностью реквизитов, внешней аккуратностью, скромностью оформления.
Бланк может быть угловым и продольным, но он обязательно должен читаться легко, содержать полное название организации, фактический и почтовый адрес компании, телефон факс электронный и официальный адрес, телефон.
Необходимо отметить, что перечень реквизитов строго не регламентирован, но их полнота всегда делает бланк официального письма более выигрышным, а также настраивает на длительное и полноценное взаимодействие всех участников контакта.
Также желательно указывать сведения о регистрации корреспонденции, а именно дату, время, номер, фамилию, имя, отчество исполнителя той или иной профессиональной задачи. Если письмо относится к типу письмо-ответ, то лучше сформулировать отсылку к письму-запросу.
Деловое письмо по жанру может быть письмом:
- информационным,
- предложением,
- запросом,
- ходатайством,
- извинением,
- благодарностью, *соболезнованием.
Нормы этикета деловой переписки
Нормой этикета деловой переписки считают определенный стиль изложения, который отличается следующими критериями:
- частотой повторяемостью и некоторой степенью единообразия речевых оборотов. Этот вариант изъяснения достаточно конкретен и понятен. Таким образом, можно исключить разночтения в понимании писем. Под рукой лучше иметь набор конкретных фраз, что позволит написать четкое деловое сообщение, а также сэкономить время на подготовку очередного этапа деловой переписки;
- нейтральность тона. В деловой переписке информация должна быть изложена логически. Эмоциональный критерий при организации делового общения фактически не уместен. Нельзя использовать диалекты, просторечия, междометия. Важно обеспечивать объективность фактов, которые излагаются в деловом письме;
- смысловая точность. Осмысленное содержание деловых писем обеспечивает их юридическую и практическую ценность. Важно подбирать слова, чтобы адресат мог понять отправителя. Слова, в которых возможно двойственное толкование слов, лучше не применять в деловой переписке;
- отбор фактического материала. Все факты в письме должны быть весьма информативными, а также тщательно проверенными. Необходимо указывать какое конкретно отношение они имеют к делу.
Недопустимо использовать однотипные данные, а также малосущественные факты.
Этикет деловой переписки существенно изменился в связи с введением в практику электронных писем. Но при этом отправка бумажных сообщений себя не изжила. В данном случае колоссально важно понимать, как выглядит само письмо и его внешний вид.
Необходимо придерживаться следующих правил ведения деловой переписки:
- адрес отправителя указывается на конверте и на листе письма;
- необходимо давать ответ на все входящие письма, такой подход формирует образ компании, которая всегда готова к сотрудничеству и с уважением относится к адресату;
- если необходимо отправить письмо нескольким адресатам, то их адреса добавляют в строчку «копия», при этом получатели писем могут не отвечать на них. Цель письма в этом случае – информирование человека по тому или иному поводу;
- отправка одного и того же письма нескольким адресатам допустима только в случае, если не ожидается ответа на сообщение;
- в деловой переписке к человеку обращаются исключительно по имени, отчеству.
Завершать письмо необходимо максимально лаконично. При этом важно не только вписывать определенные слова, к примеру, «с уважением,», но и указывать в случае с ведением деловой переписки с использованием электронной почты после ФИО и должности написавшего письмо его основные контактные данные.
Функция оповещения должна использоваться людьми максимально аккуратно. В конце сообщения указывается просьба в исключительно вежливом тоне, чтобы адресат проинформировал отправителя о самом факте получения письма.
Обязательным этическим условием в деловой переписке является тот факт, что прикладывание дополнительных материалов должно осуществляться вместе с деловым письмом. Если же речь идет об электронной деловой переписке, то информация о приложении должна включать данные о вложенных файлах, в частности, их формате, объеме, содержании. Вес файлов не должен превышать 5 Мб.
Таким образом, этикет деловой переписки заключается в соблюдении моральных норм и правил оформления письма, своевременности отправки и других критериях, которые показывают общий уровень культуры взаимоотношений между людьми. В деловых письмах не запрещается использовать благодарность, но эмоциональный фон общения несколько ограничен.