Благотворительная деятельность – это тип активности личности, при которой ключевые социальные проблемы решаются на добровольной основе за счет средств и инициативы человека или организации.
Сущность благотворительности и ее история
Благотворительная деятельность становится возможна только при наличии личной свободы и частной собственности. По мере разложения родовой общины и процесса обособления частных собственников, а также в ходе кризиса традиционных форм взаимопомощи исчезла необходимость оказания взаимопомощи бедным соотечественникам.
Попыткой преодоления отчуждения стало целенаправленное воспитание граждан в контексте человеколюбия и гуманности, а также взаимопомощи.
Гуманность – это любовь и внимание к человеку, уважение человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человеколюбие.
Мораль, нравственность и право разделялись по сущностному смыслу. Каждый член общины вел себя глубоко морально, но не свободно. Парадоксально, но глубоко моральное поведение становится возможным только при отчуждении людей друг от друга и появлении классов.
При этом аморальное поведение далеко не всегда преследуется в уголовном порядке. Моральные требования универсальны, но они также формулируются представителями определенных слоев, но для исполнения предъявляются всему человечеству.
На основании вышесказанных тенденций можно описать назначение морали, как долга помогать бедным и немощным людям. При этом следует вспомнить, что внутри этики благотворительность приравнивается к проявлению милосердия.
Компоненты милосердия, моральное поведение
Милосердие включает в себя:
- сострадательное и доброжелательное отношение к людям;
- заботу о людях.
Милосердие – это не пассивная любовь к людям, а конкретные действия, которые выражаются в готовности помогать всем нуждающимся. Милосердие основывается на переживании чужой боли, как своей и порыве к реальной помощи людям.
Современное понимание милосердия и благотворительности возникает лишь тогда, когда все барьеры между «чужими» и «своими» преодолеваются и чужое сострадание перестает быть исключительно предметом снисхождения.
Как этическое понятие в европейской культуре милосердие восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» отражало истинное отношение Бога к человечеству. Он ждал от людей по отношению к друг другу верности и доверительности.
Милосердие отражает способность личности проявлять усилие воли и реализуется в дарении или отдавании. Поэтому и благотворительность с точки зрения этики есть преодоление себя как самости, обладателя благ, преодоление собственной жадности и стремления к излишнему сбережению.
В процессе разграничения понятий милосердия и благотворительности можно согласиться с мнением В.Н. Ярской, которая говорит о том, что милосердие обозначает сущностную возможность, интенцию и готовность личности к сочувствию, оказанию практической материальной помощи, поддержки, а благотворительность это производное понятие, которое фиксирует социальное действие по реализации общественных правил оказания данной помощи и поддержки.
Моральное поведение и благотворительность должны подчиняться критерию вменяемости, под которым подразумевается, что с позиций морали можно вменить индивиду, в каких-либо обстоятельствах не переживающего уместного в данном случае сострадания, поступить так, как в таких же или схожих обстоятельствах поступает без применения моральных санкций субъект, побуждаемый состраданием. Однако, само переживание сострадания не может быть вменено.
В истории развития благотворительности трудным вопросом является проявление сострадания и сопереживания, а также участия. Государство достаточно длительный период времени пыталось внедрить их в юридическом порядке, т. е. исключительно насильственным путем, что нарушает само начало благотворительности.
Специфика и этика современной благотворительной деятельности
Исторические основы развития благотворительности, безусловно, наложили отпечаток на ее этическое восприятие сегодня. В последнее время происходит бурный рост благотворительности, но отражает ли это ее реальную этическую сущность? Тенденция к росту благотворительность спровоцировала желание применять ее в корыстных целях. Многие люди при помощи нее формируют для себя необходимый имидж и решают разнообразные проблемы.
Среди антиэтических форм благотворительности можно выделить так называемую лакейскую благотворительность (термин условный).
Лакейская благотворительность – это тип благотворительности, имеющий отношение к коррупции. Чаще всего она осуществляется в том случае, если авторитетному политическому деятелю необходимо реализовать ряд собственных целей или интересов.
Несмотря на все негативные моменты благотворительность сегодня отражается в существовании Союза Благотворительных организаций России. Он предписывает организациям необходимость придерживаться следующих этических правил:
- адекватное определение нравственных ориентиров внутри благотворительной деятельности;
- консолидация усилий крупных организаций по осуществлению благотворительной деятельности;
- повышение авторитета и престижа благотворительной деятельности внутри современного социума.
Кодекс любой благотворительной организации всегда принимает базовые этические ценности, а именно: справедливость и ответственность, взаимовыручка и бескорыстие.
Все чаще в сознании людей возникает тот факт, что благотворительность не рекламируется, а скорее является интимным делом, которое совершают не для публики, а для бескорыстной помощи ближним.
Таким образом, с точки зрения этики благотворительность становится одним из способов преодоления милосердием обособленности интересов индивидов внутри социального пространства. Эта задача трудна, в современной реальности ее можно признать фактически невозможной. Существующий порядок вещей и различные виды отчуждения постоянно разделяют и обособляют людей.