Научная деятельность – это активность личности, которая подчиняется конкретной системе этических норм, возникающих в ходе исторического развития научного знания.
Этические нормы в науке
Этические нормы могут регулировать взаимоотношения внутри научного сообщества и охватывать при этом все стороны деятельности ученых. Среди них:
- подготовка, проведение, внедрение на практике результатов научного исследования;
- публикация научных результатов;
- проведение дискуссий по проблемам.
Нормы научной этики включают в себя также общечеловеческие моральные требования и запреты, которые адаптированы к особенностям труда ученых. Можно привести пример таких норм, как запрет на плагиат, а также искажение данных исследований.
Также существуют специфические научные ценности. Среди них выделяют:
- бескорыстный поиск истины, ответственность за качество результатов научного исследования (обоснованность и новизна);
- независимость научных авторитетов;
- самокритичность в процессе решения научной проблемы.
Нормы научной этики имеют колоссальное значение для существования науки и ее развития, но также они необходимы для самоорганизации ученых. Эти нормы могут обеспечивать формирование позитивного эмоционального климата и доверия в научном сообществе. Без него невозможен рост научного знания и личностное развитие каждого конкретного ученого.
Роль науки в современном мире существенно возрастает. При этом последствия научно – технического прогресса актуализируют проблему формирования социальной ответственности ученого, а также взаимоотношений общества и науки.
Суть социальной ответственности и восприятие роли науки в современном мире
Социальная ответственность – это ключевой этический принцип, который заключается в том, что процесс реализации общественного долга подразумевает учет интересов не только организаций, которые принимают решения, но и интересов социальных групп, а также социума в целом.
Противоречивая оценка роли науки XX века способствовала становлению двух крайних вариантов ее восприятия, а именно:
- сциентизма;
- антисциентизма.
Сциентизм – это признание науки высшей и абсолютной ценностью для общества и каждого конкретного человека.
Антисциентизм – это отрицание гуманистической сущности науки и утверждение ее как враждебной силы личности.
Обе точки зрения в отношении научного знания имеют рациональные компоненты, но признаются ошибочными и односторонними. Они признают слепое преклонение перед наукой или неконтролируемый страх перед ней. Сегодня особенное значение отводится рациональному и реалистичному отношению к науке. Такая тенденция порождает четкое представление специфики границ и возможностей научного познания.
Согласно работам В.С. Степина, ситуация в современной науке и технологических видах активности личности связана с формированием постнеклассического типа научной рациональности.
Научная рациональность и социальная ответственность
Этот тип научной рациональности позволяет оценить степень сложности развивающихся систем, которые обладают синергетическими характеристиками. На основании синергетических характеристик можно выделить:
- биологические и социальные объекты при учете исторической эволюции;
- развивающиеся компьютерные сети.
Рациональность – это характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.
Изучение и освоение развития систем предполагает оценку сценариев и рисков, негативных гуманитарных и социальных последствий. В подобной ситуации требуется соотнести ценностные приоритеты науки с существующими социальными ценностями, которые обусловливают развитие науки во всем ее многообразии.
Такое соотнесение можно осуществить посредством социально – гуманитарной экспертизы, а также технологических проектов. Эта практика соответствует новым идеалам науки, которые могут существенно изменить взгляды на разделение нравственности и истины, существующие в современном мире. Например, многочисленные дискуссии порождает проблема вмешательства в процесс передачи наследственной информации внутри человеческого организма. Детали проблематики выражены в вопросах клонирования, внутриутробного развития ребенка с целью формирования у него определенных свойств.
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.
Современное общество называют информационным. В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания. Эти коррективы связаны с выявлением и осознанием перечня социальных детерминант развития всех областей научного знания, что, в свою очередь, является предпосылкой получения объективного знания и ключевым условием продуктивной научной деятельности.
Тем самым социально ответственная позиция современного ученого предполагает максимально широкое и гласное компетентное обсуждение конкретных технических и научных направлений, которых в современном мире достаточно много.
Также социальная ответственность ученых включает стремление предвидеть и своевременно и доступно оповестить общественность о нежелательных последствиях проведенных исследований, а также возможности их ликвидации или частичной минимизации.
В этом случае речь идет о необходимости формирования инновационного типа научного мышления, который будет включать в себя производство новых знаний и спектра проблем, которые они могут порождать. В настоящее время принятые на основе полноценной информации научно – технические программы и исследования могут быть социально и морально обоснованными, оправданным с общественной точки зрения и с личностных позиций.
В этом выражена роль ученого, который проявляя собственную социальную ответственность выполняет гораздо более важную функцию сохранения стабильности существования социального пространства.