Этика – это область философии, которая приобрела статус самостоятельной отрасли и изучает мораль, нравственные основы отношений, специфическую форму общественного сознания и жизнедеятельности человека.
Мораль в свою очередь определяют как одну из форм общественного сознания и способ духовного существования личности, рычаг развития социума. Мораль не просто регулирует жизнедеятельность, но и позволяет каждому человеку найти собственный уникальный путь.
В структуре этики можно выделить:
- теоретическое направление, которое занимается логическим обобщением всех закономерностей морали и нравственности, изучает историю морали, классифицирует этические учения;
- прикладное направление, которое занимается изучением моральных поведенческих норм в контексте конкретных жизненных ситуаций.
Прикладная этика
В рамках прикладной этики выделяют:
- нормативную этику, которая исследует феномены справедливости, долга, добра, совести, ценностные категории, принципы и нормы, регулирующие нравственное поведение человека;
- профессиональную этику, основой которой является деонтология или учение об образцовом поведении в зависимости от профессии человека. Этика может быть медицинской, научной, педагогической и пр.;
- этикет или комплекс внешних правил, а также форм поведения, которые формируются на основе базовых ценностей и норм, которые приняты в обществе или профессиональной группе.
Предмет этики
Этика относится к сфере философского знания и исследует мораль во всех ипостасях. Автором термина «этика» является Аристотель. Он говорил, что этика изучает благо, добродетель, которая дает возможность достичь этого блага. Первоначально этика и мораль обозначали один и тот же термин.
По мере обособления этики за данным термином закрепился определенный смысл:
- этика является соответствующей ветвью знаний;
- мораль и нравственность употребляются как синонимы и становятся предметом исследования этики.
В связи с этим этику описывают как науку о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, ее специфических функциях, нормах и ценностях. Основоположником философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются Сократ и Конфуций.
Современная этика имеет некоторую нигилистическую окраску, но и расширяет многие этические понятия. Понятие «добро» переходит не только на отношения с природой, но и становится частью научной сферы. При этом формируется биоцентрическая этика и биоэтика. В связи со становлением феминизма этику стали трактовать с гендерных позиций. В связи с этим в современной этике гуманность и человечность группируются по признакам женственности и мужественности.
Несмотря на тот факт, что этику часто рассматривают в качестве нравственной философии, которая содержит описание путей достойного поведения, она также становится системой знаний о природе и происхождении морали.
Задачи этики. Метаэтика. Биоэтика
В связи с этим перед этикой стоит две актуальные задачи:
- нравственно-воспитательная;
- познавательно-просветительская.
Следствием стало обособление двух дисциплин: нормативной этики и теоретической этики, которая направлена на исследование морали. Предметом и объектом теоретической этики является происхождение и историческое развитие, а также закономерности функционирования, социальные и другие аспекты морали.
В основе теоретической этики лежат знания, идеи, концепции со стороны научного познания морали. Этика не является единственной наукой, предметной областью которой становится мораль. Мораль изучается социологией и социальной психологией. Психология личности занимается изучением физиологической основы морали.
Логика и лингвистика исследуют мораль, формы, правила нормативно – этической логики. Подобные науки также внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты их исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей. Таким образом, этику можно назвать комплексной дисциплиной и областью знаний, которая имеет колоссальное практическое значение.
Существует такая область знаний, как метаэтика. Она является направлением аналитической этики, внутри которой проводится анализ самой этики, как научной дисциплины. Предмет и задачи метаэтики как науки представляют собой исследование вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, справочниках, учебниках.
В свою очередь нормативная этика ищет принципы и регуляцию поведения человека, устанавливающего критерии оценки нравственности и добра, а также правила, которые могли бы выступать в роли обобщающего принципа, образца для всех случаев в жизни людей.
Цель нормативной этики – это поддержание внутри общества базовых нравственных ценностей, формирование адекватных норм поведения при возникновении стандартных жизненных ситуаций. Этот раздел этики ведет к правильному применению аргументов, доводов, доказательств.
Положения морали становятся видом разумных рассуждений, которые могут превратиться в спектр внутренних чувств, мотивирующих поведение личности. Для того, чтобы эти постулаты приобрели статус нормативных положений, в этике были сформированы такие направления как: утилитаризм, деонтология и пр.
Деонтология – это учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
Еще одно направление этики – биоэтика. Биоэтика представляет собой учение о нравственной стороне деятельности человека в сфере медицины и биологии. Биоэтика рассматривает все этические проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом, а также нравственную сторону различных неоднозначных ситуаций, которые возникают в процессе медицинской деятельности.