Этика – это учение о нравственности, принципах морального поведения и его роли в обществе.
Религия – это одна из форм общественного сознания, совокупность представлений, которые покоятся на вере и имеют чудодейственный и сверхъестественный компонент.
Общие сведения о религиозной этике
Этика и религия пересекаются в такой форме знания как религиозная этика.
Религиозная этика – это термин, который обозначает совокупность моральных представлений о должном поведении человека и содержания морального сознания, которые опираются на божественные заповеди.
В узком смысле религиозная этика означает теорию морали или моральную теологию, нравственное богословие. Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что наряду с отношениями между людьми, она устанавливает нормы отношений человека к Богу и интерпретируют комплекс этических норм как божественные установки, абсолютное значение для личности.
Религиозное моральное сознание является результатом проникновения этики в религию, который идет от религии архаических культур, которые назывались религиями без этики, а также к мировым религиям спасения, этическим религиям. Среди них:
- буддизм;
- христианство;
- иудаизм;
- ислам.
Суть религиозной этики на примере различных вероисповеданий
Гомеровские боги не ведали этических ограничений и не могли предъявлять людям нравственных требований. Только со временем боги-олимпийцы взяли на себя данную функцию.
Изначально этика складывалась вне религии, а затем стала концентрироваться вокруг ее представлений. Переход от культового понимания «чистого» к понятию нравственной чистоты наблюдается в элевсинских мистериях. Орфическое благочестие уже имело отчетливый этический характер. Процесс перехода от ритуализма к этике запечатлен в истории мировых религий. Эта тенденция проявлялась в том, что внешние жесткие фиксированные нормы, а также поступке, ритуальные предписания и жертвоприношения теряли самостоятельное значение и обретали смысл только благодаря внутренней моральной цели.
Этический аспект взаимодействия между людьми был втянут в религию еще и потому, что он помог выполнять идею священного порядка и объяснять явления окружающего мира. С возникновением этических религий, примерно с середины первого тысячелетия до н. э. религия не только устанавливала смысл бытия, делая мир понятным человеку, но и указывает на тот факт, как необходимо относиться к человеку и самому себе.
В этой ситуации этическое наставление становится ядром религиозной веры. При этом ни религия сводится к этике, но и этика не поглощается религией. Наряду с религиозной этикой возникает и философская этика.
Религиозная этика выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции. Философская этика, в свою очередь, занята содержательным определением и обоснованием ряда предписаний и запретов, которые выводят из общего принципа существующей этической системы.
При этом религиозная этика основывается на установленных принципах священного писания, но не исчерпывается ими. Она постепенно обрастает комментариями и интерпретациями, при этом сталкиваясь с изменяющимися обстоятельствами и необходимостью адаптации к ним исходных предписаний.
Шариат – это комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.
Что касается монотеистических религий, то теология стремится привести в систему высказывания, которые содержатся в священных писаниях, интегрировать их в обоснованное вероучение.
Исламское право или шариат стремится синтезировать указания Корана при помощи вспомогательных источников, а именно сунна, к нескольких общепризнанным принципам, из которых путем аналогии выводятся образцы поведения в спорных ситуациях.
Ислам, как многие другие «религии закона» (индуизм, иудаизм), включает в себя этико-правовые предписания в виде оригинальной и самостоятельной части религиозной системы. Он абсолютно не нуждается в том, чтобы рассматривать указанные предписания как способ вывода из предлагаемой религиозной системы трактовки мира.
«Религии спасения», а именно христианство и буддизм, включают этические наставления, «моральную теологию», которая привносится в соответствующую религию из вне. Тенденцию к систематизации всех областей жизни, а также поведения сильнее всех оказывалась даже там, где первоначально не имела никакого значения.
Во многих религиях, в частности, в христианстве и буддизме принято формулировать различные правила поведения людей во всех жизненных ситуациях, социальных группах: семье, государстве, обществе обрели уже конкретную формулировку у последователей этих религий. Но при этом ни учение Будды, ни Христа не были нацелены на это.
Религии спасателей и пророков, по мнению М. Вебера, создавали общины на чисто религиозной основе и долгое время находились в состоянии вражды с миром и его порядками. Внутри таких общин действовали правила братской любви, но они распространялись только на собратьев по общине и только потом переросла в идею общего братства.
Логичность принципов религиозного братства всегда сталкивалась с ценностями и реалиями мирской жизни. Выход за пределы религиозной общины для этики стал путем компромисса с мирскими порядками.
В ходе развития протестантской этики можно выделить следующие тенденции:
- она возникала на основе идеи мирского суждения, признания христианина в деле спасения;
- она развивалась реформаторами и теологами.
Реформацией заканчивалась эпоха, которая могла наполнить этику обязательными установками. В христианстве этические вопросы решались фактически постоянно. С начала XVII века христианская этика приобрела конкретную ориентацию и стала иметь вид конфессии. Таким образом, этика и религия имели большое количество точек соприкосновения и длительное время обуславливали друг друга. В связи с этим данные феномены можно признать равнозначными.