Этика – это учение о морали, ее принципах, развитии, нормах и роли в обществе.
Общие сведения об этике добродетели
Добродетель – это философский и религиозный термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слов «грех» и «порок».
Этика добродетели сегодня становится одни из трех главных подходов внутри нормативной этики. Предварительно его характеризуют как подход, который акцентирует внимание на добродетели и моральном характере в противоположность тем подходам, которые подчеркивают важность и обязанность правил (выраженных в деонтологии), а также последовательность действий, которые реализуются в консеквенциализме.
В этике добродетели фигурируют несколько центральных понятий:
- добродетель;
- эвдемония;
- практическая мудрость.
Необходимо понимать, что отцами-основателями этики добродетели являются Платон, Аристотель. Этика добродетели доминировала в западной моральной философии вплоть до эпохи Просвещения. Этика добродетели пережила упадок в XIX веке, но в 1950-х годов возродилась внутри англо- американской философии. В этот период вышла статья «Современная моральная философия», в которой кристаллизовалось нараставшее недовольство доминировавшими формами деонтологии и утилитаризма.
Противоречия теорий этики добродетели
Ни одна из существовавших в то время теорий не уделяла внимание некоторым понятиям, необходимым при проведении анализа в традициях этики добродетели, а именно:
- самим добродетелям;
- мотивам;
- моральному характеру;
- моральной мудрости и моральному воспитанию;
- дружбе, семейным отношениям и пр.
Возрождение этики добродетели оказало оздоравливающее действие на два других существующих подхода, многие сторонники начали обращаться к тем же терминам, которые отстаивались в этике добродетели.
Современная этика добродетели не должна обязательно принимать форму «неоаристотелизма». Любая современная версия этики добродетели несет на себе оттенок древнегреческой философии, так как заимствует три базовых понятия.
Первое – арете (совершенство и добродетель), второе – фронезис (практическая мораль и мудрость), третье – эвдемония – процветание и счастье. При развитии современной этики добродетели и росте числа людей, которые знакомы с современной философией, она все еще интерпретируется неправильно. Например, добродетели честность и щедрость, нельзя приравнивать исключительно к склонности совершать честные и щедрые поступки. При этом их бесполезно определять как «морально ценные» или «желаемые» черты современного характера.
Феномен добродетели
Добродетель действительно является чертой характера, диспозицией, которая глубоко укореняется во внутреннем мире ее обладателя, она уходит в самую глубину души. Такая диспозиция не приравнивается к предрасположенности поступать исключительно честно по конкретным направлениям. Добродетель интегральное качество, которое имеет совершенно различные направления.
Добродетель связана также и с эмоциями, эмоциональными реакциям, ценностями, интересами, установками, чувствами и ожиданиями. Обладать добродетелью – означает быть человеком того или иного типа с определенным складом ума, восприятием окружающего мира. Самым значительным аспектом подобного склада ума является искреннее принятие определенного круга соображений в качестве оснований для действий. Честного человека нельзя определить просто, как поступающего честно и того, кто не лжет. Он выбирает честность как лучшую политику и не признает других способов поведения.
Честный человек в собственных основаниях, отражает индивидуальное воззрение на истину. Разумеется, все воззрения проявляют себя в отношении многих других действий, как и многочисленных эмоциональных реакций. Придавая честности высокую ценность, человек добродетели выбирает воспитывать честными и своих детей тоже. Учитывая, что добродетель является разнонаправленной диспозицией, то очевидно приписывать ее агенту на основании конкретного наблюдаемого действия или некоторой последовательности действий, в частности в том случае, если личности не известны основания поступка.
Понятие добродетели делает ее обладателя хорошим с точки зрения морали, превосходным и достойным человеком. Стандартное словоупотребление и опора на мотивацию со склонностью дают на то, что Аристотель назвал «естественной добродетелью». Она является своего рода протоверсией добродетели, которая усовершенствуется фронезисом.
Фронезис – это комплексный термин, автором которого считают Аристотеля. Он встречается в его труде, который состоит из 10 книг. Этот труд называется «Никомаховой этикой». Оригинальный текст трактата говорит о том, что фронезис можно понимать, как суждения, побуждающие к действию по поводу всего спектра вещей, которые могут стать для личности как хорошими, так и плохими.
Понятие эвдемонии представляет собой ключевой термин, который является центральным для современной моральной философии и неоаристотелианской этики добродетели. Эвдемония часто переводится как «счастье», «процветание», «благополучие».
Все стандартные версии этики добродетели сходятся в том, что для эвдемонии необходимо жить в соответствии с добродетелью. Высшее благо при этом понимается не как состояние или определенного рода жизнь, которая выстроена на основе неморальных благ, которые не включают добродетель.
В связи с этим приверженцы этики добродетели утверждают, что жизнь, которая посвящается физическим удовольствиям и приобретению богатства не может быть названа эвдемоничной. Такая жизнь потеряна. Несмотря на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что связь этики и эвдемонии могут быть предметом дискуссии.
В рамках этики добродетели существует утверждение о том, что она не представляет собой никаких кодифицируемых принципов и до сих пор озвучивается в виде критики, так как она не дает руководства к действию.