Этика буддизма – это система нравственных предписаний буддизма.
Буддизм – это пятая по численности верующих мировая религия, которую исповедуют 521 млн человек.
Одной из основных идей буддизма можно назвать утверждение, что источник страданий — это жажда жизни и желания людей, поэтому после смерти человек перерождается заново.
При этом этика (нравственность) считается в буддизме одной из шести парамит – запредельных совершенств Бодхисаттвы, которые ведут к освобождению и просветлению. Буддизм относят к этическим религиям, это учение оказало колоссальное влияние на духовную жизнь Востока.
Центральные понятия этики буддизма
В основе этики буддизма лежат два центральных понятия:
- невреждение (ахимса);
- благое (кушала).
Далай-лама писал, что внутри буддизма любая теория создается для того, чтобы сформировать ответ на базовые этические вопросы, которые рассматриваются в отношении всех высших форм жизни (к ним относятся те существа, которые «чувствуют», другими словами, одноклеточные организмы и растения к ним отнести нельзя).
Важно понимать, что представления о добре и зле имеют культурно-обусловленный характер. Например, многие цивилизации одобряли воинскую доблесть, которая проявлялась в захватнических войнах и жесткости по отношению к людям, а также убийства, которые происходили по религиозным мотивам, в частности, жертвоприношения.
Одной из этических идей буддизма является концепция отсутствия божественного творения, ибо всемогущий и благой Бог не мог сотворить мир, в котором живые существа призваны страдать. Буддийская космология говорит о том, что космическое время циклично и безначально. Существует колоссальное множество миров, которые параллельны нашему, и причина их существования – энергия совокупной кармы, существующей в мире.
В основе кармической активности живых существ лежит фундаментальное заблуждение относительно природы реальности, которое формирует эгоцентризм и влечение наряду с привязанностью. При этом считается, что мир творится не Богом, а исключительной жадностью живых существ.
Буддизм учит человека брать на себя всю ответственность за собственные мысли и поступки, формирует осознание того, что определяют будущее человека его мысли и поступки, а не воля сверхъестественного существа.
Реальность мира считается главным предрассудком, который необходимо преодолеть, чтобы прервать цепь перевоплощений и смертей. Э. Конзе отмечал, что позиция буддистов относительно отвержения мира во всех проявлениях имеет радикальный характер, часто кажется жестокой.
Будда видел в отрицании души главную положительную черту своего учения. Он говорил о том, что признание существования души и личности не способствует обоснованию нравственности и даже становится препятствием для этого.
Согласно этике буддизма характеристики рожденного существа обусловливаются совокупной кармой и конфигурацией дхарм того существа, которое умирает и принадлежит данному континууму.
Таким подходом можно объяснить механизм моральной ответственности индивида не только в виде перерождения, но и в каждое мгновение настоящей жизни.
В этике буддизма абсолютное отсутствие свободы воли говорит о жестком детерминизме многофакторности причинно-следственных отношений. При этом причина A порождает следствие Б при любых внешних условиях. Буддийское учение говорит о многофакторности и сложности причинно-следственных отношений во всех их проявлениях.
Уровни этических наставлений в раннем буддизме
В раннем буддизме можно выделить четыре уровня этических наставлений, которые касаются четырех степеней духовного прогресса:
- правила поведения обычных людей или панча шила. В них входят правила не убивай, не кради; не употребляй спиртного, не кради. Будда взывал к совести и к тому, чтобы люди стремились к благоприятным условиям для личностной и социальной гармонии;
- система поведения монахов сангхи;
- общие методы самотренировки, которые предписаны сангхи и ведут к разнообразным уровням освобождения;
- методы самотренировки, которые направлены на достижение высшей цели этики буддизма – архата.
Начальные уровни регламентируют внешнее поведение, высокие уровни касаются методов работы над собственным внутренним миром и непосредственных духовным прогрессом.
Архат – это человек, который достиг освобождения души и неполной Нирваны и вышел из «колеса перерождений».
В раннем буддизме особенное место занимала трактовка добродетели. Добродетель ориентировалась на невозможность причинения зла, а также активное делание добра. Такой подход можно объяснить тем, что буддисты большое значение придавали нравственной мотивации, в отличие от нравственного действия.
В целом буддистская этика имела весьма прагматичный характер, в котором эмпирическое и теоретическое познание истины совпадало с пользой для духовного становления человека и его окончательного освобождения, свободы души и тела.
Из подобного мировоззрения вытекает представление буддистов о том, что очищение психики от аффектов, меняя себя, можно несколько изменить мир. При смене мира происходит преображение внутреннего качества человека, как основы его внутриличностного становления.
Следует отметить тот факт, что буддистское сострадание лишается привязанности к сансарным потокам и иногда может казаться жестоким и суровым. Будда может сострадать не утешая, но ставя целью преодоление страданий через осознание и изменение самого себя.