А. Швейцер – это лютеранский теолог гуманист и философ культуры
Личность А. Швейцера
Он изучал теологию и философию в университете Страсбурга с 1893 по 1898 год, также он учился в Берлине и Сорбонне. Этика ненасилия формировалась именно тогда, когда насилие правило миром и творило полнейшее беззаконие. Этика стала способом преодоления подобного беззакония и возможностью к развитию личности внутри социума.
Швейцер не был приверженцем конкретных понятий, отражающих дифференцированный характер человеческой деятельности внутри современного общества. Многогранность его занятий говорила о том, что он обладал универсальным дарованием и сыграл уникальную роль в истории развития цивилизации. Его даже называют гением человечности, величайшим гуманистом, поскольку этот человек был бескорыстен и длительное время работал врачом в Экваториальной Африке, вел борьбу против атомного оружия.
Вместе с этим он был проницательным исследователем культуры. Обе стороны личности Швейцера легли в основе уникального мировоззрения или благоговения перед жизнью. Швейцер жил, так как мыслил.
Этика «благоговения перед жизнью»
Если проанализировать историю этики, то станет очевидно, что всякое инновационное течение возникает в противовес господствующей и существующей в реальности тенденции бытия. При этом господствующее этическое течение всегда опирается на традиции в идеалах предшествующих эпох.
Ключевым идеалом для этики ненасилия стал принцип альтруизма или человеколюбия, который называют универсальным моральным, основополагающим законом. Этика ненасилия обосновывает методы и принципы позитивного решения конфликтов и проблем, которые исключают применение насилия над личностью (физического и морального). Этика ненасилия, по сути, является образом жизни, в соответствии с которым человек выстраивает отношения с людьми, а также с окружающей средой.
Швейцер подчеркивал, что ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что надо рассматривать отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает. Согласно с «этикой благоговения перед жизнью», если человек способствует сохранению и процветанию жизни, она совершает естественно и правдиво - творит добро, а если уничтожает жизнь - зло, является основным принципом этической системы мыслителя.
Швейцер выдвигал относительно правильную идею, которая лежала также в основе религиозного мировоззрения, которое пропагандировало добродетель.
Значительную роль в формулировке принципов этики ненасилия отводят Л. Толстому, который писал, что целесообразно признать необходимость противления злу насилием. Это фактически оправдывает поступки людей и их излюбленные пороки. Среди них:
- месть и корысть;
- зависть и властолюбие;
- трусость и злость.
Насилие не является средством разрешения конфликтов и противоречий, оно не создает ничего, а сеет разрушение.
Подобные идеи легли в основу этики «благоговения перед жизнью», автором которой называют величайшего гуманиста современности Альберта Швейцера (1875 – 1965 гг.).
Основной принцип этической концепции А. Швейцера – это священный трепет перед жизнью во всех ее проявлениях, а также сохранение жизни и облегчение страданий всех живущих людей.
Философ говорил о том, что духовная жизнь идет навстречу природному бытию. Благоговение перед жизнью есть природное или духовное явление. Преклонение личности перед жизнью естественной неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
Швейцер подчеркивает тот факт, что объектом нравственного отношения является любая жизнь человека, природы, микроорганизмов и животного мира. Таким образом, гуманист пытался уравнять нравственную ценность всех существующих форм жизни.
А. Швейцер акцентировал внимание на религиозном характере собственного мировоззрения, усматривая в нем положительные результаты взаимодействия, взаимопроникновения нравственности христианства и рационалистического миропонимания и осмысления многих явлений.
Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности.
Мировоззрение является универсальным философским термином и применяется в различных концепциях и теориях миропонимания. Представления Швейцера не являются исключением для этой тенденции, но вместе с тем являются уникальным миропониманием.
Идеи альтруизма
При развитии идей альтруизма Швейцер выступал как строгий рационалист и тонкий психолог. Ключевой при это считалась мысль о самоотречении, как средстве добродетельности и творчества.
Самоотречением А. Швейцер называет не обесценивание человека как личности, не обкрадывание его духовности, но путь освобождения от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке поведения людей. Люди перестают осуждать и судить, платить за зло злом.
Альтруизм – это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».
Альтруизм, безусловно, подчиняется реальности и обусловлен социальными законами, но при этом он всегда ориентируется на людей, на их суть, на активность и потребности.
Термин альтруизм также можно назвать ключевым для этики Швейцера, поскольку добро, благоговение перед жизнью, отрицание зла, так или иначе, предполагает любовь к личности и окружающему миру.
А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла внутри человеческой души. Он позволяет пренебрегать злом, отменяя его и даже исключая. А. Швейцер постоянно смещает привычные акценты, он переводит внимание со зла на добро и фиксирует добро в сознании.
Другие черты мировоззрения:
- отсутствие стремления к осуждению бездействия;
- активная поддержка всякого действия, которое направляется на сохранение жизни во всех проявлениях.
Автор в принципе отказывается от осуждения, пропагандируя добро.