Гендерное самоопределение человека – это амбивалентный феномен, ориентированный на процесс и результат, в рамках которого осуществляется формирование определенной стратегии поведения личности в соответствии с феминными, маскулинными и андрогинными образцами, которые приняты человеком в качестве своего идентификационного основания.
Элементы гендерной ментальности
В процессе гендерного самоопределения важную роль играют элементы гендерной ментальности. К ним относят:
- архетипы,
- ценности,
- стереотипы,
- нормы,
- символы,
- идеалы.
В результате складываются ориентиры, которые дают индивиду возможность определять стратегию собственного поведения, а также осмысливать свой стиль с точки зрения феминной или маскулинной идентичности. Эти ориентиры также позволяют выстраивать отношения с представителями как своего, так и противоположного пола.
При помощи гендерной ментальности формируется единство взглядов, дающее возможность консолидировать общность и способствовать адаптации человека на основе единой системы ценностей.
Самоопределение с точки зрения пола предполагает формирование такого образа окружающего мира, в котором каждый индивид интегрирован и поэтому мир представляется ему понятным и привычным.
Образ мира и гендерное самоопределение
С точки зрения этики образ мира содержит представления о гендерной стратификации, полоролевых группах, которые существуют в обществе, а также включает в себя систему гендерных ролей и ценностей, определяющих те или иные особенности феминности и маскулинности.
Подобные представления складываются в устойчивую систему и формируют мировоззренческое единство членов некоторых гендерных общностей. С точки зрения этики для понимания проблемы гендерного самоопределения человека важно описать феномен картины мира. Его исследовал М. Хайдеггер, который говорил, что слово «картина», представляется как изображение чего – либо. При этом картина мира несет в себе более глубокий смысл. Это означает, что речь идет некоторой интегральной ментальной модели, которая включает базовые представления о мире, в том числе и гендерные.
Эта модель имеет интерсубъективный характер и создается человеком совместно с другими людьми, в контексте социума. У представителей разных полов присутствуют различные картины мира, которые обусловлены действием биологических, социокультурных факторов, преломляющихся в этическом контексте.
Гендерная картина мира представляет собой структурированную систему взглядов, а также точек зрения о мире, которые вырабатываются представителями того или иного пола. Они способствуют адекватному функционированию индивида и реализации его потребностей в ходе различных типов активности маскулинных и феминных субъектов.
Ценности, стереотипы, идеалы, которые формируют картину мира, объединяются в стройную систему, отражая окружающий мир с точки зрения половой демаркации. Все указанные концепты описывают целостную картину гендерных стереотипов, а также системы гендерного самоопределения человека.
Половая демаркация – это проведение какой-либо разделяющей черты; определение границы полоролевых функций личности.
Традиционная гендерная картина мира часто имеет ярко выраженную этническую окрашенность. Гендерная ментальность человека не является застывшим временным феноменом. В ее структуре могут быть сформированы новые ценности, представления, а также корректироваться и исчезать те элементы, которые не соответствуют современности.
Этические проблемы гендерного самоопределения
Этической проблемой гендерного самоопределения человека, по мнению, Р. Коннела можно считать тот факт, что представители разных типов феминности и маскулинности могут пребывать в бесправном состоянии и не иметь обширного круга социальных возможностей.
Также совершенно очевидно, что в современно мире меняется отношение людей к тем или иных социальным ролям женщин и мужчин и связанным с ними элементами поведения.
Например, В. О. Очиров говорил об отношении к отцу в рамках традиционной семьи. Ранее его слово считалось законом, а образ был священен. Также исследователь делал акцент на культовом характере отношений членов семьи к фигуре отца. Большинство обществ считались патриархальными и андроцентричными. Социальное пространство делает акцент на представителях мужского пола. В современном мире напротив, образ отца не имеет такой значимости, потому что подавляющее большинство семей имеет неполную структуру, и дети в принципе не знают, что такое отец.
В течение истории фактически все общества пережили такой феномен, как «гендерное насилие». Ему чаще подвергаются представители женского пола.
Этот феномен практиковался веками, в современном обществе он несколько сгладился, но все-таки существует.
Гендерное насилие – это индивидуальные или коллективные насильственные действия, совершаемые преимущественно или исключительно в отношении представителей конкретного пола. Как и преступления на почве ненависти, такое насилие направлено на конкретную группу и его основным мотивом является гендерная принадлежность жертвы.
В современном мире также наблюдаются элементы гендерного насилия, которые имеют весьма жестокий сущностный смысл. Это характерно для современных азиатских стран, где наблюдаются следующие тенденции:
- предпочтение рождения ребенка мужского пола провоцирует увеличение количества селективных абортов и высокой смертности девочек до 5 лет;
- агрессивность и допустимость насилия в отношении женщин оказывают существенное влияние на самоопределение представителей мужского пола, а также состояние психики женщин.
Таким образом, перед представителями современного общества стоит достаточно сложная задача преодоления гендерных предрассудков, негативных стереотипов и патриархального мировоззрения, которое складывалось годами.