В. Г. Белинский – это русский литературный критик, публицист и теоретик.
Общие сведения об эстетике Белинского
Белинский оставил глубокий след в русской эстетике, поскольку изучал такие эстетические категории, как реализм и народность в искусстве. По его мнению все прекрасное происходит от жизни, а эстетический идеал – не продукт абсолютной идеи, как об этом говорил Гегель. Представление человека о совершенном находится в постоянном историческом развитии.
Белинский говорит о том, что человек имеет особенный дар оценочной деятельности. Но любая оценка должна быть сознательной и объективной, в том числе, когда это касается произведений искусства и литературы. При этом человек не может руководствоваться строго определенными критериями оценок. Выяснение степени объективности этих критериев становится задачей теории ценности и аксиологии, а также эстетики.
Эстетика – это философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.
Белинский также говорил о том, что искусство создает общественный идеал и является средством общественного развития. В связи с этим русская литература должна служить средством выражения передовых идей и прогрессивных настроений общества, что только увеличивает возможность ее критики. Так как борьба за освобождение народа от крепостничества и его просвещение длительное время были актуальной задачей, искусство стремилось реализовывать принцип народности, этические категории в том числе.
Такая ситуация подразумевает, что истоком всякого искусства является тот факт, что оно создается самим народом. По словам П. И. Чайковского: «музыку сочиняет народ, а композиторы только аранжируют ее». Также профессиональные художники должны выражать народный дух, сущность народных чаяний. При этом речь идет о гражданской позиции автора, его этических воззрениях, не только об изображении картин «русской жизни».
Этический смысл, который заложен в подобных произведения способствует пробуждению народного самосознания и его актуализации в практике жизни.
В. Белинский говорит о том, что социальную роль лучше всего выполняет искусство реалистическое, поэтому реализм стал ведущим направлением в русской литературе и искусстве XIX века.
К эстетическим принципам реализма, как считает автор относится идея о том, что эстетически значимые категории присутствуют в обыденной жизни. Реализм при этом не копирует действительность, но вызывает типическое, значимое для общественного сознания и отбрасывает случайные концепты.
В связи с этим реализм отличается от натурализма, который стремится фиксировать все подробности и делает акцент на естественных, но не социальных аспектах окружающего мира. Реалистическое произведение не просто отражает социальную жизнь, но и является своего рода критикой или анализом. В связи с этим реализм, который распространился в XIX веке получил название критического реализма. Он имел высшую степень эстетической ценности по мнению В. Белинского.
Критический реализм – это обозначение в марксистском литературоведении художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Критический реализм рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.
Автор говорил о том, что критическое начало в произведении не должно быть разрушительным, а может иметь возможность утверждать положительный идеал. Белинский говорил также и о том, что критика – это «движущая эстетика».
Основные понятия эстетики Белинского
Эстетика Белинского выражается в виде трех основных понятий:
- действительность;
- художественная полнота (целостный и конкретный облик жизни);
- субъективная или деятельностная сторона действительности.
Действительность является лозунгом или последним словом сотворенного мира. Она есть в фактах, знаниях, убеждениях, заключениях ума.
Белинский говорил о том, что главным недостатком критики с теоретической точки зрения можно назвать неумение применить диалектику к теории познания, а также в неправильном взгляде на отношение художественной деятельности к предмету. Действительность рассматривается исключительно в форме объекта, но, с другой стороны, сам человек – есть субъект, который воспринимает действительность.
Белинский подчеркивал тот факт, что для русской классической критики важно действительно то, что в произведении искусства содержится, а уже потом то, как выражается это содержание.
Содержанием художественного произведения является история, форма которой становится художественной или фальшивой в зависимости от того, отражается ли в данном произведении действительность, в какой степени выражен ее пафос, как он проникает в субъективную деятельность художника.
Сила искусства не является чисто субъективной силой. Достоинство, источник которого лежит в явлениях действительности не может вытекать из простого умения анализировать. Критика есть эстетика потому, что она открывает неизвестную сущность художественного произведения и дает возможность взглянуть на него по-новому.
Белинский хочет выразить данной концепцией тот факт, что между субъектом и объектом, деятелем и художником формируется тесная взаимосвязь, в которой важно не только существование субъекта, изображающего действительность, но и объекта, который изображается в литературном произведении. Действительность всегда овладевает художником, в произведении которого есть общественное начало.