М. Лютер – это немецкий богослов, который был монахом-августинцем инициатором Реформации, ведущим переводчиком Библии и «отцом» протестантизма.
Суть проблемы свободы воли
Достаточно трудно переоценить значение Э. Роттердамского и М. Лютера для мировой истории. Они создали целый пласт европейской культуры и стали родоначальниками реформации, изменив привычные устои средневековой Европы. Некоторые исследователи утверждают тот факт, что в основ философии Эразма лежат базовые положения концепции Лютера. Но в последствии Эразм перестал сочувственно относится к идеям Лютера и вступал с ним в открытую полемику.
В 1520-ые годы произошел грандиозный по своим культурно-историческим последствиям спор о свободе или рабстве воли между великим гуманистом Д. Эразмом и реформатором М. Лютером. Для судеб людей он стал столь же значимым событием, что и Тридентский собор Католической Церкви.
Все рассматриваемые великими богословами проблемы актуальны и в настоящее время. Эразм и Лютер положили начало активной полемике представителей разных глобальных философских концепций. Оба деятеля дали начало серьезным исследованиям в области философии.
И Лютер, и Эразм апеллировали в собственных работах к мнению Августина. Другими словами, противники использовали одинаковый источник для защиты противоположных мнений. Спор авторов заключался в нескольких трактатах. Эразм был поставлен в ситуацию, когда ему пришлось дать ответ на вопрос причин кризиса христианства, где многие искали истину. Ценой такого ответа была утрата и приобретение подлинной религиозной свободы, которая высоко ценилась Эразмом.
Лютер проходил собственный период неудержимой критики религиозных догм, навязывая своим последователям еще более жесткие нормы восприятия окружающего мира. Они, по сути, отказывали человеку в любой заслуге перед Богом.
Только Эразм один смог найти в себе мужество противостоять такому пониманию заповедей Христа и защитить истинное право человеческой свободы. Позднее в 1524 году при осознании сути духовного протеста Лютера Эразм вышел на открытую арену богословских споров, вооружившись сочинением «О свободе воли».
По сравнению с Лютером Эразам считал объективной и безусловной свою христианскую самоидентичность. Он был ярчайшим представителем христианского гуманизма.
Христианский гуманизм и свобода воли
Христианский гуманизм – это интеллектуальное движение в Европе 14- 16 вв., стремившееся сделать греческую и латинскую классику, истолкованную в христианском контексте, основой образования.
Историческое дело христианского гуманизма заключалось в попытке органично сочетать блага античной культуры с благими намерениями христианства. Эразм представлял собственную жизненную задачу в качестве популяризации церковного наследия, а именно Священного Писания. Эразм всю жизнь оставался чужд повальному увлечению гуманистов неоплатонизмом. Он не принимал самодостаточного авторитета античности, отдавая преимущество христианским авторам.
Неоплатонизм – это идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона и их соединение с рядом идей Аристотеля.
Результатом изысканий Эразма стало издание трактата «Цицеронианец» в 1528 году. Он был нацелен против тех, кто в своем преклонении перед античностью, в частности перед нормами латыни терял всяческое чувство меры.
Гуманист вел интеллектуальную борьбу до конца собственной жизни. После публикации вышеуказанного трактата вся публика разделилась на два лагеря:
- цицерониацнев;
- эразмовцев.
По сравнению с Лютером, Эразм отдавал предпочтение такому направлению в философии, как скептицизм.
Скептицизм – это философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.
Скептицизм переносил догматизм схоластического типа. При этом философская трактовка теологии стала вытесняться религиозной, теология фактически приобрела догматический оттенок. Такой теологический подход не мог объяснить многих моментов в отношении природы и человека. В связи с этим вполне закономерно сформировалась так называемая естественная теология. Умозаключения схоластики были чужды Эразму. Он стал бороться с церковным формализмом путем заострения аллегорического истолкования изречений Писания.
Дискуссия Лютера и Эразма
Стоит отметить также и тот факт, что в самом начале Эразм был авторитетом для Лютера, но потом их пути стали расходиться. Лютер также упрекал схоластику, но делала акцент на ее бесполезности для спасения.
Когда Эразм хотел ответить Лютеру, то она создал диатрибу «О свободе воли». По факту Эразм был противником всякого противостояния, он говорил, что уверенностью можно добиться гораздо большего. При этом Эразм признавал, что сам не имеет точного суждения о свободе воли.
Кроме того, Эразм утверждал, что:
- если существует что-то, о чем Бог не хотел, чтобы люди знали, то нечего пытаться проникать в эти тайны свои умом;
- дурные люди могут перестать исправлять свою жизнь, а многие добрые люди станут склонны к несчастью.
Лютер, в свою очередь, утверждал, что все делается с людьми по чистой необходимости, свободной воли в окружающем мире места нет. Эразм обращал внимание на всевозможные последствия принятия социальным пространством указанного постулата. Он говорил, что ум у людей все более плотский и каждый человек расположен к злодействам. Эразм указывал, что все свои рассуждения он подтверждал исключительно писанием, так как Лютер не мог признать никаких человеческим и земных авторитетов. Лютер не отрицает святость и авторитет названных Эразмом святых, но говорит, что ее нельзя доказать. Такова полемика указанных авторов на протяжении всего спора, который стал одним из ярчайших философских противостояний.