Универсализм – это тип этического мировоззрения, который противоположен индивидуализму. Иначе говоря, это форма мышления, которая рассматривает универсум, как целое. Некоторые религиозные концепции понимают универсализм как убеждение в возможности спасения всех людей.
Общие сведения о партикуляризме
Партикуляризм – это стремление отдельных частей государства к независимости от центра в ущерб общегосударственному делу.
Феномен партикуляризма в этике всегда осмысливается с точки зрения возможности существования морали внутри политических дел. Столкновение партикуляризма и универсализма в этике неизбежно потому, что возникает противоречие самой сути морали: характерна ли она для всех без исключения или может отчуждаться от конкретного человека.
В жизни людей возникают ситуации, при которых им приходится отдавать предпочтение одним получателям помощи и заботы другим. Такая ситуация определяется невозможностью оказывать помощь одновременно всем, кто в этом нуждается, а также невозможностью пожертвовать временем или имуществом, а тем более жизнью. Для сохранения беспристрастной позиции критерием конкретного выбора получателя могут быть только характеристики той ситуации, в которой реализуется моральная обязанность, а не те особенные отношения, которые связаны с конкретным получателем. К таким характеристикам относят различную степень неотложности получения помощи и различную меру ее эффективности в тех моментах, когда ресурсы несколько ограничены.
Если учесть, что все приведенное выше, крайне абстрактно, но вполне прозрачно, то можно столкнуться с тотальной проблематизаций целого ряда нравственных обязанностей, которые называют специальными или «партикулярными». При этом выражением безнравственной пристрастности выступают семейные, дружеские и даже гражданские обязанности.
В каждом случае предполагается наличие определенных преференций тем или иным лицам. Уровень преференций может различаться, также, как и характер отношений, но выбор получателей помощи может считаться нечестным по отношению к тем людям, которые не являются членами семьи этого человека, а также его соотечественниками.
Такой ход мысли воспроизводится в рамках самых разнообразных философских тенденций и традиций моральной философии. Необходимо понимать, что живой нравственный опыт построен таким образом, что специальные обязанности станут ключевыми. Их исполнение понимается как реализация нравственного долга.
Нравственный долг – это внутренне принимаемое (добровольное) обязательство; обязанность человека, освященная его совестью.
Нравственный долг становится фундаментом для воплощения добродетелей, которое требует самоконтроля, значительных усилий, возможно даже жертв. Несмотря на тот факт, что степень одобрения и похвалы в данном случае не настолько значимы, то они все равно больше проявляются в случае контакта с личностью из ближайшего социального круга, с которой построены специальные отношения.
В случае неисполнения специальных обязанностей формируется прецедент для гораздо большего жестокого осуждения в сравнении с ситуацией нарушения универсального морального долга.
Дискуссии об универсализме и партикуляризме в этике
Определенное соотношение универсальных и партикулярных элементов морали внутри греко-римской этической традиции смог реконструировать А. Макинтайр.
А. Макинтайр – это один из ведущих представителей американской политической философии и этики, в частности, направления коммунитаризма.
Макинтайр, опираясь на тексты Цицерона, пришел к следующим выводам:
- всеобщий высший закон, который конструирует единый полис людей и Богов, предписывает исполнение первоочередных обязанностей в рамках общины, семьи, государства;
- в последнюю очередь происходит воплощение cartias по отношению к любому человеку.
«Сartias» представляет собой скудное по нормативному содержанию понятие, суть которого состоит в отчуждении нуждающемуся доли, которая без вреда для общины может быть выделена из тех вещей, которыми она владеет.
При исследовании сути дискуссий об универсализме и партикуляризме в этике становится понятно, что проблематика нуждается в строгом понятийном обсуждении. Необходимо определять границы понятий, которые отражают спектр значимости проблемы универсальности, выявлять их точную предметную область, концептуальную основу. Очевидно, что в разных концепциях морали спецификация этого понятия будет различной и выступать в новом оригинальном смысле.
Что касается Канта, то он смотрел на проблему морали в универсализме и партикуляризме в этике особенным образом. В понимании философа всеобщность характеризует мораль именно в ее императивном выражении. Мораль рассматривается только с императивной точки зрения. Если мораль понимать по-другому, то ее часто воспринимают как сферу коммуникативности.
Также феномен универсальности в этике раскрывается в концепции З. Баумана. Этот ученый не мог признать устоявшееся понимание морали, поэтому его взгляды в некотором роде революционны.
З. Бауман – британский социолог, профессор Лидского университета, известный своими исследованиями современного общества.
Особенности понимания Бауманом универсальности морали проявляются в следующем:
- мораль находится в особенной коммуникативной ситуации встречи двоих людей лицом к лицу. Мораль имеет личностную окраску;
- к морали не может быть приложен принцип универсальности.
Бауман представляет мораль как феномен, который рождается из спонтанного импульса в ответ на тот или иной факт. Моральное отношение выражается в принятии другого и в признании со стороны «Я» своей полнейшей ответственности за «Другого».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория и нравственная практика оказываются несогласованными в вопросе содержания моральных требований. Если человек сохраняет интерес к ценностно-нормативной стороне жизни, то он может преодолеть трагическую дисгармонию в существовании людей.