Технические науки являются одним из объектов естествознания, наряду с естественными и гуманитарными науками, и нередко между естествознанием и техническими науками ставится тождество, но это утверждение не совсем верно. Рассмотрим подробнее понятие технических наук, их особенностей и отнесенности к естествознанию.
Понятие технических наук и их объект
Техническими называют науки, которые исследуют явления и процессы, участвующие в создании, разработке, внедрении и функционировании техники, сюда относят приборостроение и машиностроение, космонавтику, информатику, кибернетику и т.д.
Технические науки являются прикладной сферой естествознания, и возникли они входе изучения человеком живой природы и попытками подрожать, копировать и в итоге воспроизводить её.
Технические науки, по сути, переносят знания людей из умственной сферы в практическую сферу, в итоге получается рукотворная среда или техносфера.
Объектами технических наук являются созданные теоретически возможные приборы различных технических областей.
Основными методами при этом становятся разработка или проектирование, внедрение, сопровождение.
История развития технических наук
На протяжении всех своей истории человек строил, мастерил, совершенствовал различные механизмы, поэтому назвать точную дату появления техники практически не возможно, поскольку как только первобытный человек взял в руки камень и начал его дорабатывать с целью улучшения его свойств и возможностей, тогда то и появились первые технические усовершенствования. Далее встаёт необходимость обработки земли, заселения новых территорий, развитие торговли, культуры, все сферы человеческой деятельности требовали машин, приборов, механизмов. Однако вначале всего стояло наблюдение за природой и подражание ей, вспомним хотя бы изобретения да Винчи, танк похожий на черепаху, летательный аппарат, чьи крылья повторяют анатомию птиц.
Орудия совершенствовались, открывались новые законы, природа постепенно раскрывала свои загадки, тем самым, давая возможность людям изобретать, строить, модернизировать.
Появлением технических наук мы обязаны индустриализации европейских стран, когда в 16 – 17 вв. начинается активный рост городов и появляются первые мануфактуры. До этого времени не существовало понятия технических наук, не было предмета, цели, задач, наука была сильно теоретизирована и спрятана в застенках крупных средневековых университетов, по факту она была уделом немногих избранных. Также стоит вспомнить о влиянии церкви на распространение научных взглядов.
Ситуация изменилась в эпоху Возрождения, когда старые порядки постепенно сменялись новыми концептуальными идеями и к тому же человечество стояло на пороге научно-технической революции, которая была призвана кардинальным образом изменить представление человека об окружающем мире и его месте в нём.
В итоге в 18 веке появляется машиностроение, которое даёт неограниченный рост техническим наукам. Всё это привело к тому, что наука и техника стали неразрывно связаны и явились стимулом друг для друга. С одной стороны техника ставит вопрос, а наука ищет ответы, с другой для решения некоторых научных проблем вначале требуется создать средства измерения, различные приборы.
Современное состояние развития техники такое, что мы уже не представляем своей жизни без различных технических приспособлений, они проникли в наш повседневный быт. Можно констатировать тот факт, что технические науки вышли далеко за пределы лабораторий.
Интересен тот факт, что для освоения современной техники человеку не нужно быть учёным или знать устройство того или иного прибора, - достаточно базовых знаний. Сегодня на первый план выходит такое понятие как эргономика, то есть, по сути, удобство эксплуатации.
Также отличительной особенностью современной технической науки является её тесное сотрудничество с наукой, на первых порах становления в технику переводились плоды труда.
В итоге взаимосвязь науки и техники стала одной из движущих сил научно-технического прогресса наших дней. Научные достижения дают толчок развития техники во всех сферах, преобразуя само понятие производство, произошёл переход от простой механизации отдельных процессов к комплексной механизации всего производственного процесса.
Взаимодействие технических наук и естествознания
Это взаимодействие можно разделить на два уровня:
- уровень знаний или гносеологический уровень;
- прикладной уровень.
Гносеологический уровень
В данном случае стоит сказать, что естественные и технические науки в своей основе оперируют схожими теориями, понятиями, то есть база, на которой были выстроены обе сферы, одинакова.
Все знания, которые были получены опытным путём, позже искали своего воплощения в практической сфере. Самым ярким примером стала механика, как часть физики одной из фундаментальных наук естествознания, она давала обширный материал как для научной, так и для практической составляющей.
Прикладной уровень
В какой-то момент стало неважно, кто именно учёные или инженеры совершают открытия, все знания шли в общее накопление, обогащая тем самым обе сферы. Технические и естественные знания стали связаны на прикладном уровне, когда необходимо внедрение знаний в практическую деятельность, это стало возможно по мере роста инженерной деятельности. Усилилась связь межу исследовательской и проектировочной составляющей. Современной нормой стало совмещение опытных и теоретических знаний.
Сложилась такая сфера как прикладные исследования, целью которых стало не просто конструирование новых объектов, но еще понятийное и научное обслуживание этих объектов. Таким образом, взаимодействие естествознания и технических наук перешло на качественно новый уровень.