Объект естествознания
Изучение природы лежит в основе естествознания. Природа была объектом философского изучения на протяжении многих сотен лет. Первые попытки толкования и объяснения природных законов и процессов были предприняты натурфилософами ещё в 4 веке до н.э. Начиная с 17 века, идёт формирование отдельных дисциплин, призванных точнее исследовать окружающий мир. В 20 веке на природу стали смотреть через призму междисциплинарных наук.
Эволюция определения понятия "природа" в историческом ракурсе
На каждом этапе развития понятие природа имело свою трактовку. Первые упоминания о природе мы встречаем в древние времена, когда её понимали как акт творения, то есть космогонию. Природа является олицетворением четырёх стихий: земли, воды, огня, воздуха, иногда выделяют пятую – эфир. Понимание природы проистекало из мифов и носило характер фантастических рассказов.
В античности с появлением натурфилософии, природа стала объектом теоретических, философских суждений. Натурфилософия была сконцентрирована на понимании внутренних процессов природы, не зависящих от человека. То есть со временем формировался независимый от человека взгляд на природу, без уподобления её человеческому существу. Таким образом, задача натурфилософии заключалась в познании природы самой по себе, без человека.
Философы периода эллинизма рассматривали вопросы, послужившие основой для дальнейшего развития научного знания.
К ним относятся:
- учение атомистов, говорящее о том, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц (Демокрит);
- понятие субстанции, как первоосновы всех вещей. Субстанция может переходить из одного состояния в другое, при этом она неуничтожима;
- количество субстанции. Возникают направления дуализм и монизм. Первое утверждает наличие в мире двух первооснов – духа и материи. Монизм придерживается взгляда на единую основу всего сущего;
Именно философы Древней Греции затронули вопрос о живой и неживой материи, а также о соотношении вещества и силы. В трудах величайшего философа Аристотеля (4 в. до н.э.) осмысление природы получило статус научного учения. В нем натурфилософия отождествляется с физическими явлениями, такими как движение физических тел. У Аристотеля природы является живым организмом, наделенным самоцелью и порождающей объекты, наделённые внутренней силой. Движение рассматривалось как качественное изменение, начиная с момента возникновения и до уничтожения.
Натурфилософия опиралась на сведения, полученные из других наук, таких как математика, астрономия. В античности философия господствовала над повседневностью, что повлекло за собой формирование ложных представлений, придуманных концепции и в итоге натурфилософия стала отдаляться от своего первоначального предмета.
На смену натурфилософии античности пришло средневековое понимание природы, как проявления божественной воли. Большинство природных явлений считалось либо карой Божьей, либо благословением и носило скорее символический характер. Человек считался венцом творения и призван был господствовать над природой. Природа в средние века утратила позицию основного объекта изучения естествознания. Всё внимание было сосредоточено на познании Бога и человеческой души.
Ситуация меняется в эпоху Возрождения, когда природа снова заняла центральное место. Произошёл отказ от божественного понимания природы. Она стала мастерской для человека, где люди творили, познавали и изменяли, перестав быть лишь пассивным наблюдателем. Человек стал активно вмешиваться в природные процессы, подстраивая их под себя. Наука старается постичь все тайны природы, важнейшей задачей становится покорение природы и увеличение могущества человека. Природа стала носить обобщенный характер и отождествляться с бесконечным космосом.
Развитие естествознания привело к специализации и раздроблению науки. Для учёных не существовало больше единой природы, лишь отдельные направления со своими предметами, целями и объектами. В ходе научно-технической революции была нарушена целостность природы, а также были нарушены внутренние вековые связи между природой и человеком, что в итоге поставило мир на грань экологической катастрофы.
Современный подход к объекту естествознания
Перед человечеством встал вопрос о необходимости пересмотра понятия природа, и организация такого взаимодействия между обществом и природой, которое помогло бы выжить последующим поколениям. Так стала формироваться экологическая этика, неотъемлемой частью которой стал человек. Все фундаментальные мировые константы таковы, что только при этих условиях возможно существование человека. Без человека некому было бы открывать и познавать природу, а значит природа и человек неразрывно связаны. Так природа заложила основы для появления сознания, мышления, деятельности человека.
Поскольку традиционная формулировка объекта естествознания в качестве природы устарела, современная трактовка объекта естествознания требует выработки новых способов исследования, таких как установление интеграционных подходов и формирование междисциплинарных связей.
В настоящее время природа считается целостным организмом, имеющим свою строгую иерархии, причём все уровни связаны между собой и находятся в постоянном контакте.
Вплоть до середины 20 века такое понимание воспринималось как устаревшее, пережиток или даже возврат к мифотворчеству. Но появление понятия биосфера, в качестве единого живого слоя Земли, изменило ситуацию, стало стимулом к поиску новых путей взаимодействия с природой и основанием для решения глобальных проблем и недопущения новых. Особенностью современного объекта естествознания стала невозможность проведения прямого эксперимента, поскольку это может поставить под угрозу сам объект и взаимодействующие с ним компоненты. Поэтому всё чаще прибегают к моделированию, опосредованному воспроизведению вероятных событий. Все эти изменения идут в рамках непрерывно продолжающейся научной революции, а, следовательно, объект естествознания также будет претерпевать изменения.