Краткая характеристика естествознания
Естествознание– это ряд наук о природе, таких как физика, математика, химия, биология.
Основная функция естествознания как науки представляет собой теоретическую систему знаний об окружающем мире.
Цель науки изучить, описать, объяснить и по возможности предсказать те или иные явления природы.
Естествознание подразделяется на естественные и общественные науки.
Естествознание зародилось в древности, но складываться, как наука, стало лишь к 16 веку, пройдя длительный этап в своём развитии. География изучения естествознания обширна, исключением не стала и Россия, в которой наукам всегда отводилось значимое место.
Естествознание в России: этапы становления
Наука на просторах России всегда развивалась вместе с мировой. Одновременно история становления науки тесно связана с историей самого государства, его культуры, а также народов, населяющих территорию России. Однако научное развитие в каждой стране по-своему уникально и несёт на себе отпечаток не только исторического периода, но также определяется менталитетом учёных, научными связями, географическим положением страны, а также государственной политикой.
Россия длительный период времени находилась под татаро-монгольским игом, оно, а также затянувшийся период крепостного права, не давали науке так активно развиваться, как это было в странах Западной Европы и Востока.
Выделим основные этапы становления науки в России:
- 1 этап: 16 – 17 вв. правление Петра I;
- 2 этап: 18 – начало 20 века (до 1917 года);
- 3 этап: вторая половина 20 века – начало 21 века.
1 этап: Петровская эпоха
Начиная с 16 – 17 веков ситуация изменяется, к власти приходит молодой и дальновидный политик Пётр I. Целью, которого являлось всестороннее развитие Российской Империи, налаживание активных связей с западными странами, а также борьба с невежеством и необразованностью. В итоге реформы Петра I привели к укреплению государства, активному росту промышленности, а также прогрессу в науке и технике. Закладывались университеты, училища, приглашались иностранные учёные, широкое распространение получило светское образование. Царь отправлял за границу молодых людей, с тем, чтобы они перенимали навыки, опыт зарубежных коллег, активнее всего в этой сфере развивалась навигация.
Направленность образования также менялась, если в допетровской России в основном обучение велось по богословским книгам, то при Петре вместо теологических дисциплин на первое место вышли естественные науки, инженерное дело, математика, фортификация.
Одной из особенностей царствования Петра I стал факт того, что, несмотря на европеизацию страны, не был потерян контакт с национальной самобытностью.
2 этап: 18 – начало 20 века (до 1917 года)
Первым российским учёным, получившим мировое признание, стал Ломоносов. Всю свою жизнь он посвятил изучению окружающего мира и заложил основы новых знаний. Ломоносов был крайне разносторонним учёным, сфера его интересов распространяется на такие дисциплины, как физика, химия, астрономия, инженерное дело. Ломоносов стоит у истоков первой в России химической лаборатории, исследую химические вещества и реакции, он открыл новый способ исследований – физическую химию. Также им были сформулированы закон сохранения массы вещества, корпускулярная теория.
Немало Ломоносов сделал и для физики. Исследуя строение веществ, он вывел три агрегатных состояния вещества: жидкое, твёрдое и газообразное. Также Ломоносов проводил эксперименты в области атмосферного электричества. На основе своих опытов он выдвинул новую теорию о свете и объяснил механизм цветовых явлений.
Дальнейшее развитие науки было связано с закреплением, достигнутых позиций, пожалуй, не существует такого научного направления, которое не было бы представлено крупным российским учёным: Лобачевский – геометрия, Склодовская – математика, Павлов – физиология, Пирогов – анатомия, военная хирургия, список можно продолжать до бесконечности.
Развитие естествознания и сопряженных наук сталкивается с политическими трудностями, возникшими в начале 20 века, революции, кровопролитные войны, всё это тормозило развитие научной мысли. Только после 1945 года, когда наконец-то воцарился мир, учёные смогли вернуться в лаборатории.
3 этап: вторая половина 20 века – начало 21 века
Стоит отметить, что российская наука длительный период была сильно политизирована, и находилась под влиянием марксистского-ленинского мировоззрения. Некоторые науки, такие как генетика, считались лженауками, поэтому долгое время были слабо развиты. Однако несмотря на гонения, в это время работал один из самых выдающихся генетиков того времени – Тимофеев-Ресовский. Именно он является основоположником популяционной генетики, радиобиологии и теории эволюции.
Некоторые направления физики, например, квантовая физика, были объявлены буржуазными. Партийные деятели пытались всячески запретить исследования в этой области, ситуацию спас интерес власти к ядерной теме. Подобных примеров можно привести множество, это лишний раз доказывает, каким сложным было развитие естественных наук в то время.
Естествознание и все науки об окружающем мире претерпели значительное изменение с конца 20 века и в начале 21 века. В настоящее время все отрасли естествознания развиваются быстрыми темпами, происходят процессы интеграции научного знания, активно развиваются междисциплинарные науки. Сами исследования становятся проблемо-ориентированными. Более того наука больше не привязана к одной стране, по всему миру создаются многонациональные лаборатории, работающие над конкретной проблемой. Особое место, в связи с ухудшающейся экологической обстановкой, отведено экологическим дисциплинам, сейчас как никогда прежде взоры ученых обращены к теме природы, её сохранения и развития, поэтому естествознание как отдельная отрасль приобрела новое значение в современной науке.