Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы развития естествознания

Развитие естествознания, как и любой другой дисциплины, происходило в несколько этапов, и было обусловлено не только развитием самой науки, но и социальными, культурными и политическими событиями.

Теории деления истории развития естествознания на этапы

Существует два взгляда на этапы развития, в одном случае выделяют три этапа в другом пять.

В первом случае рассматривают следующие этапы:

  1. Натурфилософия;
  2. Классический;
  3. Неклассический.

Во втором случае выделяют этапы:

  1. Натурфилософия;
  2. Классический;
  3. Синтетический;
  4. Интегративно-дифференциальный;
  5. Информационный.

Также можно рассмотреть развитие естествознания в историческом аспекте, тогда мы получим такие этапы:

  1. Древнегреческий период;
  2. Период средних веков;
  3. Возрождение;
  4. Естествознание Нового времени;
  5. Естествознание рубежа 20 – 21 веков.

Какое же из выше приведённых делений является истинным? По сути все три, только с разной степенью дифференциации и соответственно включением тех или иных открытий и событий.

Попробуем сопоставить исторический аспект с двумя другими.

Этапы развития естествознания

Древнегреческий период и натурфилософия (5 век до н.э. – 4 век н.э.)

Этот этап в первую очередь характеризуется накоплением информации об окружающем мире. Значение этого периода в познании природы неоспоримы. Знания в основном получались из наблюдений, эксперимент на тот момент еще не вошёл в практику.

Учёные, мыслители того времени пытались определить место человека в природе, ответить на вопросы о происхождении бытия, которое считалось возникшим из одного единого источника. В этот момент появляется геоцентрическая теория, гласившая, что в центре мира находится Земля, а Солнце и Луна вращаются вокруг неё. Основоположником этого представления был Птолемей.

Натурфилософия приобрела окончательный законченный вид в трудах Аристотеля, который систематизировал все имеющиеся на тот момент представления о мире в своих трактатах, тем самым, заложив основы многих современных наук: физики, математики и др. Также именно Аристотель произвёл первое разделение научных дисциплин от философии. Натурфилософия получила своё развитие в трудах Архимеда, Евклида. Тогда же был выделен предмет, методы естествознания как науки.

«Этапы развития естествознания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Период средних веков (4 – 15 вв.)

В Средние века научный подход был заменён на теологические воззрения. Церковь подменила собой науку. Однако нельзя сказать, что учёные прекратили свои изыскания, они ушли за стены монастырей и средневековых университетов. Это период заимствования знаний в основном с Востока. Монахи занимались копированием книг, а также переводом древних манускриптов. Существовало негласное правило, что рыцари, возвращаясь из крестовых походов, должны были привести книги из походов.

Главной особенностью естествознания того периода стало изучение не собственно природы, а связи между природой и божественным началом. В это время развивается такое направление как схоластика, которая пыталась теоретизировать религиозные догматы.

Замечание 1

В средневековой науке развивались околонаучные отрасли, такие как алхимия, астрология, которые в дальнейшем трансформируются в современные научные дисциплины.

Классическое естествознание или период Возрождения (15 – 18 вв.)

Начиная с 15 века, наука претерпевает значительные изменения, которые были связаны в первую очередь с возрождением интереса к античности, к её культуре, философии, естественным наукам.

Это период активного роста городов, эпоха географических открытий и попыток человека познать себя и окружающий мир.

В эту эпоху творят такие гении, как Леонардо да Винчи, который стоит у истоков экспериментального естествознания, Коперник, выдвинувший гелиоцентрическую концепцию строения нашей галактики, в которой центром является Солнце, а остальные планеты, в том числе Земля, вращаются вокруг него. За ним последовала полицентрическая теория Дж. Бруно о бесконечности Вселенной и возможности заселения её другими существами.

Наука становится основной движущей силой, сменяя на этом поприще религию. Вместо повсеместного господства религии приходит рационализм с его чётким пониманием мироустройства и стремлением познать все загадки природы.

Естествознание Нового времени

Естествознание Нового времени подразделяется на два этапа: синтетический и интегративно-дифференциальный.

Считается, что синтетическая стадия приходится на период с 18 века по начало 19 века и характеризуется созданием универсальных законов, например, периодическая таблица химических элементов Менделеева.

Особое значение предаётся теории эволюции Дарвина, которая даёт представление о происхождении и развитии жизни на Земле. На первый план выходят естественные науки, такие как химия и физика, призванные объяснить и экспериментально подтвердить вновь возникающие теории.

Вторая половина 18 века ознаменовалась появлением во Франции нового направления – материализма. Французские материалисты развивали концепцию о природе как о движущейся материи, находящейся в постоянном развитии и бесконечной во времени и пространстве.

Так называемая интегрально-дифференциальная ступень приходится на вторую половину 19 века и до середины 20 века.

Примечательной особенностью этого периода стала значительная дифференциация наук. В этот период человек впервые ощутил себя оторванным от природы, ввиду возникших противоречий в связке природа - человека, но вместе с тем, человек стал чувствовать свою ответственность за происходящие процессы в окружающем мире.

Естествознание рубежа 20 – 21 вв. или информационный период

Этот период характеризуется объединением различных дисциплин для поиска ответов на вопросы современности. На первый план вышел технический прогресс. Попытки человека улучшить или изменить мир вокруг себя привели планету на грань экологической катастрофы, что пошатнуло веру человечества в непогрешимость науки и осознание, что прогресс в некоторой степени может быть опасен. Поэтому в настоящее время перед учёными стоит задача решения глобальных проблем всего человечества, а не вопросов отдельных наук.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot