Классификация лифтов
Лифт – это грузоподъемная машина, которая предназначена для наклонного или вертикального перемещения грузов на специальных платформах, которые передвигаются по жестким направляющим.
Современные лифты классифицируются по следующим признакам:
- Назначение. Согласно данному признаку лифты делятся на пассажирские (перевозка людей и грузов, если их масса с людьми не превышает допустимой), грузовые (перевозка грузов с сопровождающим персоналом), больничные (перевозка больных, в том числе на специальных транспортных средствах, в сопровождении медицинского персонала), грузопассажирские, грузовые платформы (перевозка оборудования, персонала материалов и т.п.), промышленные (для осуществления перевозок в условиях запыленности на опасных производственных объектах).
- Конструкция. Согласно данному признаку лифты делятся на грузовые с монорельсом, лифты для людей с ограниченными возможностями, выжимные, тротуарные, пневматические, коттеджные, гидравлические, панорамные, системы парковки, строительные, домашние и судовые.
- Конструкция привода. Согласно данному признаку лифты делятся на лифты с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводами.
По конструкции привода различают лебедки с безредукторным и редукторным приводом. Лебедки с редукторным приводом используются в лифтах.
Этапы расчета электрического привода грузового лифта
В зависимости от требований технического задания и условий эксплуатации грузового лифта процесс расчет его электрического привода может состоять из следующих этапов:
- Выбор типа электрического привода.
- Выбор и проверка электрического двигателя.
- Расчет мощности двигателя.
- Расчет передаточного числа редуктора.
- Расчет и построение приблизительной нагрузочной диаграммы двигателя.
- Проверка двигателя по нагреву.
- Выбор основных узлов силовой части электрического привода.
- Выбор тиристорного преобразователя.
- Выбор силового трансформатора.
- Выбор сглаживающего реактора.
- Разработка принципиальной электрической схемы силовой части привода.
- Расчет коэффициентов передачи датчиков.
- Разработка системы управления электропривода.
- Выбор типа системы управления электропривода.
- Конструктивный расчет регулятора тока.
- Расчет регулирующей части контура скорости.
- Расчет задатчика интенсивности.
- Расчет переходных процессов электропривода (механический, электромеханический).
- Построение уточненной нагрузочной диаграммы
- Проверки электрического привода на заданную производительность.
Состав расчета электрического привода в каждом случае индивидуален и зависит от ряда факторов и исходных данных.
Расчет мощности двигателя электропривода грузового лифта
Допустим, что грузовой лифт установленном в четырехэтажном производственном здании и предназначен для опускания готовой продукции контейнерах, которые закатываются в кабину. В данном случае исходными данными являются масса кабины лифта, номинальная грузоподъемность, скорость перемещения кабины, радиус канатодвижущего шкива и его момент инерции, максимально допустимое ускорение кабины, продолжительность включения, масса груза, перемещаемого с разных этажей, высота подъема полная, количество этажей, коэффициент трения, коэффициент полезного действия механических передач. Схема работы рассматриваемого грузового лифта изображена на рисунке.
Рисунок 1. Схема работы грузового лифта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы правильно выбрать двигатель электропривода грузового лифта рассчитывается его номинальная мощность. Сначала рассчитывается масса противовеса для уравновешивания кабины:
$mпр = 0,5*mгп+mk$
где: mгп - номинальная грузоподъемность; mk - масса кабины.
Активные составляющие момента статического сопротивления на канатоведущем шкиве рассчитывается следующим образом:
$Мса41 = (mk+m41-mпр)*rш*g$
$Мса12 = (mk+m12-mпр)*rш*g$
$Мса23 = (mk+m23-mпр)*rш*g$
$Мса34 = (mk+m34-mпр)*rш*g$
где: g - ускорение свободного падения; rш - радиус канатоведущего шкива; m41, m12, m23, m34 - масса груза при движении лифта по этажам.
Реактивные составляющие рассчитываются по формулам:
$Мса41 = (mk+m41-mпр)*rш*g*j$
$Мса12 = (mk+m12-mпр)*rш*g*j$
$Мса23 = (mk+m23-mпр)*rш*g*j$
$Мса34 = (mk+m34-mпр)*rш*g*j$
где j - коэффициент трения лифта о направляющие.
Моменты статического сопротивления на канатоведущем шкиве представляют собой сумму реактивной и активной составляющих.
Угловая скорость канатоведущего шкива рассчитывается по формуле:
$Wш = V/rш$
где V - скорость движения кабины
После этого рассчитывается расстояние между этажами, время движения на максимальное расстояние на каждый этаж, приблизительное время работы в цикле, продолжительность стоянки на этаже, строится нагрузочная диаграмма, эквивалентный статический момент на канатоведущем шкиве, учитываются влияние потерь в редукторе в двигательном и тормозном режимах. Таким образом формула для расчета номинальной мощности двигателя электропривода выглядит следующим образом:
$Ррас = Кз*Мс(экв)*Wш*√ (ПВn/ПВ)$
где: Кз - коэффициент запаса; Мс(экв) - эквивалентный статический момент на канатоведущем шкиве за время работы в цикле (при учете потерь в редукторе); ПВ - продолжительность включения; ПВn - стандартная продолжительность включения.