Электрический привод и его составляющие
Электрический привод – это электромеханическая система, которая предназначена для преобразования электрической энергии в механическую и обратно, а также для управления данным процессом.
Электрический приводы классифицируются:
- По виду электрического силового преобразователя. По данному признаку они могут быть неуправляемые, управляемые, со звеном переменного или постоянного тока, с инвертором или выпрямителем.
- По количеству используемых электрических двигателей. По данному признаку они могут быть взаимосвязанные, групповые или индивидуальные.
- По характеру движения. По данному признаку они могут быть вибрационные, поступательного движения, вращательного движения, реверсивные, регулируемые, нерегулируемые, дискретного действия, непрерывного действия и т.п.
На рисунке ниже изображен пример структурной схемы автоматизированного электрического привода.
Рисунок 1. Структурная схема автоматизированного электрического привода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
МПУ - механическое передаточное устройства; ЭДУ - электродвигательное устройство; СПУ - силовое передаточное устройство; УУ - управляющее устройство; ЗУ - задающее устройство; ИО - исполнительный орган; РМ - рабочая машина.
Рабочая машина представляет собой механическое устройство, которое осуществляет изменение свойств, формы, положения и состояния предметов труда (разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п.) или сбор, передачу, переработку и использование данных. Изменение свойств и состояний предметов может осуществляться установками для закалки металла, нанесения покрытий и т.д., а изменение положения - лифтами, кранами, конвейерами и прочими механизмами.
Электродвигательное устройство представляет собой основное элемент электропривода, который преобразует электрическую энергию в механическую. В качестве данных устройств могут использоваться двигатели постоянного тока, асинхронные двигатели, шаговые двигатели, вентильные двигатели и т.п. Механическая энергия от электродвигательного устройства передается механическому передаточному устройству, в качестве которого может использоваться редуктор. Силовое преобразовательное устройство применяется для воздействия на электродвигательное устройство, а на него сигнал поступает от управляющего устройства. Для задания необходимых переменных значений электропривода используется задающее устройство.
Расчет электрического привода
Задачи расчета электрического привода достаточно широки, начиная от подбора необходимого оборудования в состав системы, занятой в каком-либо технологическому процессе до определение параметров привода с целью его оптимизации.
Допустим, необходимо определить параметры Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя, входящего в состав электропривода и сравнить расчетные данные с проектные завода-изготовителя. В данном случае исходными данными будут являться технические параметры, указанные заводом:
- Номинальная мощность.
- Синхронная частота вращения.
- Номинальное фазное напряжение.
- Номинальное скольжение.
- Коэффициент полезного действия двигателя в режиме номинальной мощности.
- Коэффициент мощности при номинальной.
- Кратность пускового тока.
- Кратность пускового момента.
- Кратность минимального момента.
- Кратность максимального момента.
Сначала рассчитывается электрический ток холостого хода двигателя:
Рисунок 2. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
р - коэффициент нагрузки двигателя; Sн - номинальное скольжение; I1н - номинальный ток статора двигателя; I11 - ток статора двигателя при частичной нагрузке.
Большинство значений в выше представленной формуле неизвестно, поэтому их нужно тоже рассчитать. Коэффициент нагрузки двигателя рассчитывается по следующей формуле:
$р = Р / Рн$
где, Рн - номинальная мощность
Номинальный ток статора считается следующим образом:
Рисунок 3. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
где, m1 = 3 - количество фаз; U1н - номинальное фазное напряжение; cosфn - коэффициент мощности в режиме номинальной мощности; n - коэффициент полезного действия в режиме номинальной мощности.
Ток статора рассчитывается следующим образом:
Рисунок 4. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
где, cosфр = cosфn
Затем рассчитывается критическое скольжение
Рисунок 5. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
где, kmax - кратность максимального момента; В - коэффициент, значение которого находится в диапазоне от 0,6 до 2,5.
Теперь рассчитываются коэффициенты:
Рисунок 6. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
где, ki - кратность пускового тока
Затем рассчитывается активное сопротивление ротора, которое приведено к обмотке статора двигателя:
Рисунок 7. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
Отсюда, активное сопротивление обмотки статора равняется:
Рисунок 8. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
Определяется параметр, позволяющий рассчитать индуктивное сопротивление короткого замыкания
Рисунок 9. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
Отсюда сопротивление короткого замыкания равняется:
$Xкн = у * С1 * R’2$
Индуктивное сопротивление рассеяния фазы роторной обмотки может быть рассчитано так:
$X’ = (Хкн * 0,58) / С1$
А для статорной обмотки это значение рассчитывается следующим образом:
$Х” = 0,42 * Хкн$
Теперь можно рассчитать электродвижущую силу намагничивания:
Рисунок 10. Формула. разнообразные промышленные станки, компрессоры, прессы и т.п
Тогда индуктивное сопротивление:
$Xис = Em / I0$
В завершении проверяется сходимость расчетных параметров (сопротивления) и инженерных данных изготовителя, чтобы они находились в инженерных допусках.