Структуры предприятия
Для того чтобы обеспечивать контроль и координацию деятельности подразделений и работников предприятия, создаются некие структуры.
Структурой предприятия —называют стабильные фиксированные взаимосвязи, существующие между подразделениями и работниками предприятия.
Под структурой организации так же можно понимать установленную схему взаимодействия и координации персонала и технологических процессов. Схема любого предприятия определяет состав отделов, линейных и функциональных точек и других секторов.
Структуры организаций имеют такие отличия, как:
- Сложность – разница заключается в степени разделения деятельности на некоторую разновидность функций;
- Формализация - выражается в различной степени использования заранее определенных правил и процедур;
Соотношение централизации и децентрализации – отличия заключаются в уровнях, на которых принимаются управленческие решения. Для обеспечения основных элементов деятельности предприятия применяется структурный подход. Он призван использовать разделение труда, проводить контроль, организовывать децентрализацию.
В центре внимания многих исследований и руководителей находятся структурные взаимосвязи предприятий. Понимание структуры работ и подразделений дает возможность более эффективно достигать цели фирмы. Организация работы во многом влияет на поведение сотрудников предприятия. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели предприятия, влияют на отношения и поведение работников.
Эффективность функционирования организационной структуры зависит от поведения персонала большей мере, чем формальное распределение функций между отделами организации.
Горизонтальное разделение труда
Горизонтальное – разделение общего производственного процесса на частные обособленные функции различных видов деятельности со специализацией производства. Качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности сотрудников организации.
Можно разделить на типы:
- по квалификационным признакам
- функциональное
- товарно-отраслевое
Разделение труда между отделами предприятия, имеющими узкое направление деятельности, отражается через горизонтальную дифференциацию. От количества и разнообразия сфер, в направлении которых предприятие ведет свою деятельность, и которые требуют узкопрофильные знания и навыки, тем более сложным является горизонтальное разделение труда. Горизонтальная специализация направлена на разделение функций между сотрудниками.
Вертикальное разделение труда
Вертикальное разделение труда предполагает выделения в особую нишу функцию управления, являющуюся целенаправленным координированием и определением направления деятельности всех составляющих элементов предприятия, от исполнительных функций.
Иерархия вертикального разделения труда в основном выглядит следующим образом:
- Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней - т. е. формально обладает большей властью и более высоким статусом;
- Руководитель среднего уровня управляет низшим уровнем в пределах своей компетенции, заданных функциях;
- Руководитель низшего уровня управляет рядовыми сотрудниками в пределах своих, назначенных функций.
От количества ступеней в иерархической системе деления труда между главенствующим уровнем управления и исполнителями более узких функций, тем более сложной считается данная организация. Объем полномочий определяется согласно выданным должностям. Ориентиром для направлений потоков деловых связей и полномочий считается цель предприятия.
Различают несколько направлений вертикального разделения относительно качественных характеристик:
- главенствующее руководство, наделенное общими функциями;
- технологическая служба (внедрение и разработка новых технологий);
- экономическая служба (учет, анализ, аудит);
- оперативная служба– расчет и организация некоторых сфер работы коллектива посредствам планов, графиков и тд;
- управленческая служба.