Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вертикальное и горизонтальное разделение труда

Структуры предприятия

Для того чтобы обеспечивать контроль и координацию деятельности подразделений и работников предприятия, создаются некие структуры.

Определение 1

Структурой предприятия —называют стабильные фиксированные взаимосвязи, существующие между подразделениями и работниками предприятия.

Под структурой организации так же можно понимать установленную схему взаимодействия и координации персонала и технологических процессов. Схема любого предприятия определяет состав отделов, линейных и функциональных точек и других секторов.

Структуры организаций имеют такие отличия, как:

  • Сложность – разница заключается в степени разделения деятельности на некоторую разновидность функций;
  • Формализация - выражается в различной степени использования заранее определенных правил и процедур;

Соотношение централизации и децентрализации – отличия заключаются в уровнях, на которых принимаются управленческие решения. Для обеспечения основных элементов деятельности предприятия применяется структурный подход. Он призван использовать разделение труда, проводить контроль, организовывать децентрализацию.

В центре внимания многих исследований и руководителей находятся структурные взаимосвязи предприятий. Понимание структуры работ и подразделений дает возможность более эффективно достигать цели фирмы. Организация работы во многом влияет на поведение сотрудников предприятия. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели предприятия, влияют на отношения и поведение работников.

Эффективность функционирования организационной структуры зависит от поведения персонала большей мере, чем формальное распределение функций между отделами организации.

Горизонтальное разделение труда

Горизонтальное – разделение общего производственного процесса на частные обособленные функции различных видов деятельности со специализацией производства. Качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности сотрудников организации.

«Вертикальное и горизонтальное разделение труда» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Можно разделить на типы:

  • по квалификационным признакам
  • функциональное
  • товарно-отраслевое

Разделение труда между отделами предприятия, имеющими узкое направление деятельности, отражается через горизонтальную дифференциацию. От количества и разнообразия сфер, в направлении которых предприятие ведет свою деятельность, и которые требуют узкопрофильные знания и навыки, тем более сложным является горизонтальное разделение труда. Горизонтальная специализация направлена на разделение функций между сотрудниками.

Вертикальное разделение труда

Замечание 1

Вертикальное разделение труда предполагает выделения в особую нишу функцию управления, являющуюся целенаправленным координированием и определением направления деятельности всех составляющих элементов предприятия, от исполнительных функций.

Иерархия вертикального разделения труда в основном выглядит следующим образом:

  • Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней - т. е. формально обладает большей властью и более высоким статусом;
  • Руководитель среднего уровня управляет низшим уровнем в пределах своей компетенции, заданных функциях;
  • Руководитель низшего уровня управляет рядовыми сотрудниками в пределах своих, назначенных функций.

От количества ступеней в иерархической системе деления труда между главенствующим уровнем управления и исполнителями более узких функций, тем более сложной считается данная организация. Объем полномочий определяется согласно выданным должностям. Ориентиром для направлений потоков деловых связей и полномочий считается цель предприятия.

Различают несколько направлений вертикального разделения относительно качественных характеристик:

  • главенствующее руководство, наделенное общими функциями;
  • технологическая служба (внедрение и разработка новых технологий);
  • экономическая служба (учет, анализ, аудит);
  • оперативная служба– расчет и организация некоторых сфер работы коллектива посредствам планов, графиков и тд;
  • управленческая служба.
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot