Дебиторская задолженность организации – это критерий оценки финансового состояния организации, который отражает ситуацию, когда ей кто-либо должен определённую сумму денежных средств.
Кредиторская задолженность организации – это критерий оценки финансового состояния организации, который отражает ситуацию, когда она должна кому-либо определённую сумму денежных средств.
Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности организации
Одной из главных особенностей современной системы денежных расчетов является то, что сроки оплаты и непосредственной реализации продукции (т.е. отгрузки товаров, оказания услуг, выполнения работ) не совпадают друг с другом. В связи с этим в балансе организаций возникают такие категории, как дебиторская и кредиторская задолженности.
Дебиторская задолженность организации имеет место в том случае, когда она реализуют своим клиентам продукцию, но предоставляет им отсрочку платежа, или, когда она предварительно оплачивает реализацию продукцию сторонних организаций, но фактически эта реализация еще не была произведена. Т.е., рассматривая сделку как возникновение с двух сторон и исполнение взаимных обязательств, дебиторскую задолженность можно охарактеризовать как ситуацию, когда организация свои обязательства выполнила, а обязательства перед ней еще не выполнены.
Кредиторская задолженность организации имеет место в том случае, когда ей сторонние организации реализуют свою продукцию, но при этом предоставляют отсрочку платежа, или когда ей предварительно оплатили реализацию продукции, но фактически эта реализация еще не была произведена организацией. Таким образом, кредиторскую задолженность можно охарактеризовать как ситуацию, когда обязательства перед организацией выполнены, а она свои обязательства еще не выполнила.
В силу большого распространения у организаций практики возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей, что напрямую связано с различного рода рисками, возрастает необходимость организации управления ими. Всякий управленческий процесс (в том числе, в отношении задолженности) включает в себя следующие этапы:
- планирование;
- организация;
- учет;
- контроль.
Характеристика этапов управления дебиторской и кредиторской задолженностью
Планирование дебиторской и кредиторской задолженностью заключается в формулировании организацией желаемой цели и определении способов, посредством которых они будут достигнуты. Цели могут быть разные: максимизация выручки, максимизация прибыли, максимизация денежного потока, минимизация рисков.
Также формулируются предложения об источниках финансирования и способах их привлечения. Результаты планирования закрепляются в специальных локальных нормативных актах – положении о задолженности, регламенте взыскания и погашения задолженности и др.
Для организации управления дебиторской задолженностью предприятию необходимо разработать условия продаж и закупок, работы по заключению договоров и оценке кредитоспособности должников (прежде всего в области расчетов). Причем, в первую очередь, рекомендуется заниматься управлением рисками, а не доходами (на практике доказано, что это более эффективный способ).
Организация управления кредиторской задолженностью в основном заключается в повседневном исполнении требований кредиторов. Чтобы данная процедура проходила успешно, следует проранжировать по важности поставщиков и иных заимодавцев и по срокам погашения – платежные документы. Самую важную группу кредиторов организации нужно составить из сотрудников и налоговых органов. Затем должны следовать основные поставщики и все остальные кредиторы.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности представляет собой формирование их реестров в различных разрезах. В частности, в качестве критериев используют сроки, которые остались до погашения задолженности (до востребования, полгода, год и т.д.), виды контрагентов (сотрудники, налоговые органы, поставщики, покупатели и др.), покрытие обеспечением (необеспеченные, с залогом, с гарантией, с поручительством), правовой критерий (срочная, просроченная).
Контроль дебиторской и кредиторской задолженностей предполагает установление лимитов и нормативов (по суммам задолженности – вообще и в отношении отдельного контрагента, по срокам отсрочки и т.п.), создание резервных фондов по сомнительным долгам, управление просроченной задолженностью и осуществление иных мероприятиях контрольного характера. Стоит отметить, что по итогам мероприятий контрольного характера определяется качество финансового менеджмента в организации.
Особенности управления просроченной дебиторской и кредиторской задолженностью
Просроченной является та задолженность, по которой обязательства не исполнены в срок, предусмотренный правовым основанием. Просроченная задолженность в просторечье называется «проблемным долгом». В работе с ним необходимо применять особые методы управления. Речь идет про:
- предоставление отступного – уплата денежных средств или передача иного имущества;
- получение обеспечения по долгу (в виде залога, гарантии, поручительства);
- зачет встречного однородного требования;
- реструктуризация – пересмотр условий исполнения обязательств (изменение сроков и размеров платежа, списание части долга);
- новация – заключение соглашения сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством;
- судебное взыскание задолженности.
Выбор конкретного метода обуславливается текущим финансовым состоянием организации или ее контрагента. При этом на успешное завершение операции с просроченной задолженностью влияет своевременность, полнота и правильность принятия решения в отношении ее.