Термин «оборотные активы»
Пионером, установившим каноны определения экономической сущности основных средств, считается А. Смит, который впервые ввел разделение на основной и оборотный капитал. Главными критериями деления капитала на основной и оборотный этот экономист считал его принадлежность к имуществу предприятия, а также метод, с помощью которого капитал приносит доход.
Оборотными активами организации (предприятия) называются активы, которые погашаются или используются в течение года, либо в течение определенного операционного цикла организации (если он более 1 года).
Большинство оборотных активов используются единовременно, при запуске их в производство (например, сырье или материалы). Оборотные активы – это одна из двух групп активов организации (вторая группа – это внеоборотные активы).
В состав оборотных активов включаются:
- Сырьевые запасы (сырье, материалы и полуфабрикаты);
- Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям;
- Дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающаяся организации со стороны других организаций, юридических или физических лиц);
- Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
- Денежные средства и денежные эквиваленты;
- Различные активы, попадающие в признаки оборотных активов.
Оборотные активы различаются (схема 1):
Рисунок 1. Классификация оборотных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегия управления оборотными активами
Частью общей финансовой политики организации является управление оборотными активами, которая заключается в их формировании, оптимизации их оборота и рационализации структуры источников их финансирования. В процессе разработки и внедрения стратегии управления оборотными активами прослеживаются определенные этапы:
- Необходимо провести анализ оборотных активов организации в предшествующем периоде. Задачей в данном случае становится выявление тенденций динамики их общего объема и состава, а также уровень эффективности их эксплуатирования. В процессе анализа используется целый спектр показателей, но ключевыми из них, в первую очередь, становятся критерии, определяющие уровень ликвидности и оборачиваемости оборотных активов. В завершении производится исследование основных факторов, которые воздействуют на динамику объема и состава ОА (оборотных активов) и показатели их эффективности.
- Вторым шагом в реализации стратегии управления ОА становится оптимизация состава ОА. В этом процессе явно прослеживаются два направления: рассчитываются нормативы отдельных видов ОА (средства, авансированные в товарно-материальные запасы, относящихся к дебиторской задолженности), во втором направлении оптимизации проводится стратегия оптимизации с позиции ликвидности (в целях обеспечения постоянно платежеспособности организации).
- В финансовую политику управления оборотными активами входит обеспечение ускорения оборачиваемости ОА. Этот процесс позволяет организации значительно снизить потребность в них (ОА), поскольку между скоростью оборота ОА и их объемов присутствует пропорциональная зависимость.
- Приоритетной задачей в политике управления ОА является гарантированность повышения рентабельности. Как и другие виды активов, оборотные активы предназначены концентрировать определенную прибыль организации при их эксплуатации в производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем некоторые виды ОА способны приносить организации прямой доход в виде процентов и дивидендов. Соответственно, элементом разрабатываемой и внедряемой политики становится обеспечение своевременного использования временно свободных денежных активов (части денежных активов) для формирования портфеля финансовых вложений в краткосрочном периоде.
- В процессе разработки и внедрения финансовой политики, должно происходить формирование основных принципов финансирования некоторых видов активов. Основные принципы финансирования определяют структуру капитала и его стоимость.
- Формирование оптимальной структуры источников финансирования ОА. Следуя ранее определенным принципам финансирования, в процессе разработки и внедрения политики управления ОА определяются подходы к выбору определенной структуры источника.
Различные цели и способы эксплуатации отдельных видов ОА имеют свои характерные и отличительные особенности. Поэтому в организациях, у которых присутствует большой объем использования ОА, разрабатывается и применяется самодостаточная политика управления отдельными их видами.
Общая схема управления оборотными активами выглядит следующим образом (схема 2):
Рисунок 2. Основные этапы управления ОА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы повышения оборачиваемости ОА
Оборачиваемость оборотных активов – это ключевой показатель эффективности их эксплуатации. Он позволяет получить реальную оценку эффективной всей операционной деятельности организации. Способами повышения оборачиваемости ОА становятся:
- В сфере обращения – это ускорение реализации продукции, высокопрофессиональный маркетинг, снижение объемов задолженности (кредиторской и дебиторской);
- На стадии производства – это уменьшение длительности производственного цикла, увеличение непрерывности производственного цикла, снижение объема отходов в процессе производства и обеспечение ритмичной деятельности предприятия;
- На стадии «производственные запасы» – это установление и контроль над расходом энергии, сырья, регулярные ревизии инвентаризации складских запасов, замена дорогостоящего сырья и материалов на альтернативное, более дешевое (принцип «цена – качество»).
Этапы планирования оборотных активов
В целях стратегического планирования использования оборотных активов (долгосрочного или краткосрочного) всегда должна происходить конкретизация в среднесрочном периоде. Краткосрочное планирование обычно олицетворяется с оперативным планированием. Например, оперативный бюджет, квартальный план производства и т.п. В планировании оборотных активов определяются основные термины:
- Готовая продукция;
- Материальные ресурсы;
- Оборотные средства.
Готовой продукцией считается продукция, завершенная в производстве и подготовленная к реализации.
Начальным этапом планирования потребности в оборотных активах (готовой продукции) становится прогнозирование объема продаж и разработка производственной программы. На базе прогноза объема продаж устанавливается производственный план и объем конечных запасов готовой продукции.
На втором этапе необходимо обозначить потребность в материальных ресурсах, которая складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
На третьем этапе планирования запасы готовой продукции готовятся к реализации, реализуются потребителю и приобретают форму дебиторской задолженности.
На четвертом этапе дебиторская задолженность инкассируется и приобретает форму денежных средств. И дебиторская задолженность и объем реализуемой продукции подвергаются планированию.