Продукция в экономике
Продукция – это результат экономической деятельности предприятия.
Она представляет собой совокупность товаров, услуг и работ. Товары обычно имеют физическую форму, услуги могут быть связаны с вещественными и невещественными результатами деятельности, а работа носит невещественный характер, но имеет вещественный результат. Производственный процесс, вследствие которого создается готовое благо, состоит из нескольких этапов. В зависимости от степени готовности выделяют следующие виды продукции:
- Незавершенное производство. Это блага, которые в текущий момент находятся в процессе создания.
- Полуфабрикаты. Эта та часть продукции, которая прошла полный цикл в данном подразделении предприятия.
- Готовая продукция представляет собой блага, которые не требуют дальнейшей доработки и уже готовы для продажи.
Стоит отметить, что производственная продукция считается готовой только тогда, когда она полностью завершена и готова к отгрузке. То есть, благо должно отвечать всем нормам и стандартам, относящимся к сфере деятельности, где оно было создано. Чтобы учитывать объем продукции используют количественные и стоимостные показатели. Первые описывают продукцию с точки зрения ее физических характеристик, а вторые – в текущей национальной валюте.
Денежные единицы измерения удобнее использовать тогда, когда ассортимент продукции предприятия очень большой. Одним из определяющих параметров продукции является ее конкурентоспособность. Обычно она выражается в соотношении расходов и доходов на единицу созданного товара. Каждый производитель стремится минимизировать расходы и увеличить стоимость реализации. И то, и другое требует комплексного целостного подхода к организации производственного процесса.
Технико-экономическое обоснование в производственной деятельности
Технико-экономическое обоснование представляет собой план, в котором дается коммерческое и техническое обоснование целесообразности создания определенного вида продукции. Оно состоит из таких же разделов, как и бизнес-план. В нем указываются следующие пункты:
- Общая информация о проекте.
- Его параметры.
- Стоимость и номенклатура продукции.
- Технические характеристики товара.
- Финансовый план.
Отличается технико-экономическое обоснование отсутствием маркетинговых исследований, а так же анализа рисков и гарантий. Оно более краткое и сжатое. Основной упор в нем делается на математические расчеты и составление технико-инженерной части. Причиной тому служит высокая стоимость производственного оборудования. Разница результата может сильно варьироваться в зависимости от особенностей технологической основы.
Технико-экономическое обоснование применяется для привлечения инвесторов, средства которых пойдут на расширение производства. Оно, чаще всего, разрабатывается на крупных предприятиях, где производство представляет собой сложный технический процесс. Его сущность заключается в расчете показателей рентабельности, экономического обоснования. Обычно технико-экономическое обоснование является частью бизнес-плана. Оно применяется для решения задач производственного характера в сфере расширения мощности, либо открытия принципиально новых сфер деятельности. Отчет подготавливается соответствующими специалистами специально для руководящего персонала.
Таким образом, технико-экономическое обоснование представляет собой расчет показателей, обосновывающих освоение новых видов деятельности либо проведение модернизации. Оно может разрабатываться приглашенными экспертами или собственными силами, в зависимости от целей его проведения.
Технико-экономическое обоснование производства продукции
Обоснование создается для того, чтобы привлечь инвесторов, либо убедить руководящий состав в целесообразности запуска нового продукта, либо расширения действующего ассортимента. Оно редко используется в качестве самостоятельного документа. Только в крупных проектах оно может разрабатываться как отдельный пакет документов.
В обосновании должна раскрываться следующая информация:
- Объем затрат, которые необходимы для реализации задуманного.
- Доля рынка, текущие доходы предприятия.
- Данные о рентабельности, а так же о потенциале увеличения прибыли.
- Описание потенциала отрасли в целом и успешности продукта в частности.
- Общее описание текущего ассортимента.
- Информация о движении денежных потоков.
Обоснование должно включать в себя соотношение затрат и доходов, разделение затрат на постоянные и переменные, расчет прибыли с учетом колебания спроса, последовательность действий при внедрении плана в работу предприятия. Важным параметром является готовность кадров и технического оборудования к введению нового вида продукции или изменению свойств текущего ассортимента. То есть документ обосновывает целесообразность идеи с финансово-экономической стороны, без углубления в технические и организационные подробности.
Каждое предприятие разрабатывает обоснование с учетом своей специфики, но в самом общем виде оно должно содержать ряд обязательных данных. Прежде всего, это общее описание, его цели и задачи. Так же должны быть указаны данные о текущем положении на рынке, степени приспособленности, финансовой независимости и стабильности. Важными параметрами считаются период окупаемости и рентабельность внедряемых изменений. К материальным элементам обоснования относят уменьшение расходов на производство, источники дополнительного дохода, рост доли предприятия на рынке, снижение издержек, удовлетворение запросов потребителей, оценка притока денежных средств.
Нематериальные элементы обоснования сдержат данные о переходном этапе, обоснование затрат на эксплуатацию, построения новых бизнес-процессов, внесения изменений в работу сотрудников.