Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы анализа себестоимости продукции

Понятие себестоимости продукции и объекты анализа

Определение 1

Себестоимость продукции – это суммарная стоимостная оценка используемых в производственном процессе трудовых, материальных, природных ресурсов, и стоимости иных затрат производств и реализации товаров. Себестоимость продукции показывает величину текущих затрат компании, которая имеет производственный, некапитальный характер и обеспечивает процессы простого воспроизводства. Другими словами, себестоимость – это экономическая форма возмещения потребляемых производственных факторов.

Показатели себестоимости продукции являются важнейшими в оценке экономической эффективности компании. Данные показатели отражают все стороны хозяйственной деятельности, в них сосредоточены все результаты использования производственных ресурсов.

Финансовые результаты работы предприятия, как и темпы расширенного воспроизводства, конкурентоспособность продукции, зависят именно от уровня себестоимости продукции.

Важный инструмент в системе управления затратами субъекта хозяйствования – это анализ себестоимости продукции. Проведение экономического анализа позволяет определять тенденции изменения затрат, изучать причины отклонения фактических показателей от плановых, выявлять резервы уменьшения себестоимости и увеличения конкурентоспособности предприятия.

Объекты анализа себестоимости товаров:

  • Абсолютный уровень операционных затрат как по организации, так и по элементам затрат;
  • Себестоимость каждого отдельного вида продукции;
  • Отдельные затраты;
  • Уровень затрат по центру ответственности.

Осуществляют планирование и учет себестоимости товаров субъекты хозяйствования по экономическим элементам затрат и по калькуляционным расходам.

Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам

Экономические элементы классифицируются по экономической однородности, не смотря на место осуществления затрат.

«Методы анализа себестоимости продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Источником информации при проведении анализа как правило является форма №5-3, которая позволяет анализировать затраты на производство: материальные, финансовые, трудовые.

Анализ затрат включает:

  • Определение отклонения фактических затрат в отчетном периоде от предыдущего в целом и по отдельным элементам;
  • Исчисление темпа роста затрат по сравнению с предыдущим периодом;
  • Сопоставление темпа роста затрат на производственный процесс в целом, а также по отдельным элементам с темпами роста объемов выпускаемой продукции;
  • Исчисление структуры затрат и выявление изменений в ней;
  • Установление факторов, вызвавших изменения затрат.

Каждый вид затрат в различных экономических отраслях занимает разную долю, в связи с этим структура себестоимости для каждого производства различна. По структуре себестоимости можно судить о типе производства. Оно может быть четырех видов:

  1. Материалоемкое;
  2. Трудоемкое;
  3. Капиталоемкое;
  4. Фондоемкое.

При анализе затрат по экономическим элементам проводятся следующие действия:

  1. Вычисляется общий объем затрат плановый и фактический;
  2. Вычисляется абсолютное отклонение, т.е. разница фактических и плановых затрат;
  3. Сопоставляются значения фактических затрат в данном периоде с фактическими значениями затрат в прошлом. Анализируется показатель в динамике (за несколько лет);
  4. Вычисляется абсолютное отклонение по каждому отдельному элементу затрат и удельный вес элемента.

Изменение удельного веса затрат на оплату труда характеризует изменение трудоемкости продукции. С увеличением удельного веса увеличивается трудоемкость, и наоборот.

Изменение удельного веса материальных затрат характеризует перемены в производительности труда. С увеличением удельного веса данной статьи затрат растет производительность труда.

Изменение доли амортизационных отчислений характеризует степень влияния технического прогресса на затраты.

Если уменьшается доля заработной платы и вместе с этим растет амортизация, то можно говорить об увеличении технического уровня производственного процесса, а также о росте производительности труда.

Методики анализа себестоимости продукции различных российских экономистов

Себестоимость продукции является важным качественным и оценочным показателем, который комплексно характеризует работу организации и эффективность использования ресурсов. Для наиболее полного, достоверного результата при проведении анализа себестоимости, необходимо применять соответствующую данной организации методику. Современная отечественная литература содержит большое количество методик анализа, самые популярные из которых рассмотрим ниже.

В.И. Бариленко рекомендует проводить анализ себестоимости товаров в пять этапов:

  1. Анализа затрат на рубль продукции;
  2. Анализ себестоимости сопоставимой продукции;
  3. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат;
  4. Анализ материальных прямых затрат;
  5. Анализ трудовых прямых затрат.

Г.В. Савицкая в своей книге «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» предлагает следующие этапы анализа:

  • Анализ затрат на рубль продукции;
  • Проведение анализа себестоимости сопоставимой продукции;
  • Анализ материальных прямых затрат;
  • Анализ заработной платы;
  • Исследование косвенных затрат;
  • Исследование затрат по центру ответственности.

О.В. Грищенко предлагает:

  • Анализировать затраты на один рубль продукции;
  • Анализировать себестоимость продукции в динамике;
  • Анализировать себестоимость важнейших изделий;
  • Анализировать прямые материальные и трудовые затраты;
  • Анализировать косвенные затраты.

Н.В. Климова предлагает:

  • Анализировать состав и структуру затрат;
  • Анализировать себестоимость конкретного товара;
  • Анализировать окупаемость затрат.

Н.И. Усик предлагает анализировать себестоимость продукции в два последовательных этапа: сначала затраты на рубль продукции, а затем общие показатели себестоимости.

Таким образом, главным отличием всех приведенных методик является последовательность проведения этапов анализа. Очень важно использовать обоснованные для каждой конкретной компании методики анализа себестоимости продукции.

Дата последнего обновления статьи: 22.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot