Предприятие и его функции в экономике
Предприятие (фирма) – это экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, целью которой является максимизация дохода с помощью факторов производства.
Экономические системы строятся на процессе общественного воспроизводства. Он включает в себя четыре этапа:
- Создание благ, необходимых и востребованных обществом, а именно, товаров и услуг.
- Распределение благ с помощью рыночного механизма или государственного вмешательства в экономику.
- Сбыт продукции и услуг с целью их доведения до потребителя.
- Полное потребление готовой продукции и услуг конечным покупателем.
Предприятие выступает основной экономики, связывая между собой государство и домашние хозяйства. Реальный сектор приносит наибольших доход в государственный бюджет, тем самым обеспечивая жизнедеятельность аппарата управления. Кроме того, предприятия обеспечивают потребности общества в товарах и услугах. Они могут функционировать на различных этапах производственного процесса, создавая блага, либо осуществляя их сбыт потребителю.
В экономике предприятие выполняет ряд значимых функций. Прежде всего, на нем осуществляется создание благ согласно отраслевой принадлежности и профилю. Предприятия могут продавать готовые товары и услуги потребителю, обеспечивать послепродажное обслуживание. В сферу функций компаний входит обеспечение материальной и технической базы, работа над повышением качества продукции. Максимизация прибыли в современных условиях связана с уменьшением переменных издержек производства. Кроме того, предприятие обязано выплачивать часть своих доходов в пользу государства, соблюдать действующие стандарты и нормативы. Функции предприятия в экономической среде напрямую зависят от ряда факторов, а именно, его размеров, принадлежности к отрасли, участии в кооперации или специализации, наличия социальной инфраструктуры, а также способа взаимодействия с местными органами власти.
Размер предприятия
Специализация труда привела к появлению большого числа отраслей, каждая из которых обладает своей спецификой, влияющей на размеры предприятия. Для каждой отрасли размер фирмы определяется следующими параметрами:
- Оптимальным размером производства.
- Условия транспортировки материалов, сырья и готовой продукции.
- Территориальное расположение предприятия и другое.
Считается, что размер предприятия оптимален в том случае, если предприятие способно выполнять свои обязательства по действующим договорам. Важно учитывать фактор времени. Производство готовой продукции должно отвечать оптимальным временным затратам.
Для каждой конкретной отрасли существуют свои оптимальные размеры компаний. Этот размер объективен с точки зрения эффективности производства, принципов его организации и размещения. Однако, часть отраслей накладывает свои специфические особенности. Например, в сельском хозяйстве большое значение имеют такие показатели как радиус сбыта и плотность сырья.
На практике используют два метода определения оптимального размера предприятия. Первый метод привязан к эффективному уровню затрат. Масштаб предприятия должен делать его постоянные и переменные издержки оптимальными. На графике показан метод определения оптимального размера предприятия с помощью построения кривых внутрипроизводственных (А), внепроизводственных (Б), и полных затрат (П).
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оптимальный размер предприятия находится путем установления точки K, где издержки минимальны, а объем выпуска является максимальным для данного уровня издержек. Западные исследователи основываются на сопоставлении эффекта от масштаба. То есть, рассматривается не оптимальные размер предприятия, а его минимальный размер, способный выполнять возложенные на компанию функции.
Положительный и отрицательный эффект от масштаба
Известно, что постепенное увеличение предприятия ведет к снижению общих средних издержек. Однако, это не может продолжаться бесконечно. В определенный момент масштабы предприятия начинают увеличивать количество издержек, что со временем делает производство нерентабельным. Такое явление в экономике называется отрицательным и положительным эффектом от масштаба.
Положительный эффект проявляется тогда, когда расширение производства приводит к уменьшению общих издержек. Это происходит под влиянием следующих факторов:
- Чем больше размер предприятия, тем больше возможностей у сотрудников специализироваться на конкретном виде деятельности, что положительным образом сказывается на производительности труда. Специализация так же обеспечивает уменьшение потерь времени.
- Распределение функций между менеджерами разного уровня управления, что так же положительно сказывается на общей производственной деятельности.
- Более эффективное применение имеющегося капитала. Крупные предприятия обладают ресурсами для приобретения оборудования, отвечающего последним достижениям науки и техники.
- Возможность создавать сопутствующие товары или услуги.
Все вышеперечисленные факторы положительным образом сказываются на снижении средних издержек. При этом каждая дополнительная единица выпуска приносит доход предприятию. Отрицательный эффект от масштаба проявляется в проблемах управления производственными процессами. На определенном этапе становится сложно осуществлять централизованное управление большим субъектом хозяйствования.
Практика показывает, что малые предприятия способны выживать в любых экономических условиях. Их устойчивость вызвана гибкостью, узкой производственной специализацией, применением современных технологий, получение субсидий от государства. Крупные предприятия обладают большими финансовыми возможностями. Они способны реализовывать различные стратегии. Основная проблема заключается в том, что на определенном этапе возникает сложность в организации гибкого управления. Оптимальным вариантом для крупных корпораций является поиск сочетания разных по масштабу предприятий, входящих в ее состав.