Значение аудита малого бизнеса
Под аудитом понимают проверку финансовой и хозяйственно-экономической деятельности, которую производят независимые специалисты.
В соответствии с российским законодательством (ФЗ «Об аудиторской деятельности») обязательная процедура аудита предусмотрена в основном для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми – для компаний с достаточно большой годовой выручкой или активами, а также организаций, занимающихся кредитной или страховой деятельностью, бирж, фондов. Однако обязательный аудит предусматривается и для акционерных обществ, которые могут являться субъектами малого предпринимательства. Остальные субъекты малого предпринимательства не обязаны, но могут проводить аудит.
Цели проведения аудита одинаковы для проверок организаций независимо от их размера и сложности. Однако проверки осуществляются и планируются по-разному в зависимости от особенностей аудируемого предприятия.
Особенности аудита предприятий малого бизнеса освещены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов».
Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятиях малого бизнеса
Аудиторы, планирующие проведение аудита малого бизнеса, должны учитывать особенности этих субъектов:
- ответственность за ведение учета и подготовку отчетности слабо разделена или не разделена вовсе между сотрудниками;
- руководитель (который нередко является и владельцем) имеет преобладающее влияние на все аспекты деятельности.
Эти особенности порождают дополнительные риски:
- нерегулярность ведения учетных записей;
- ошибочные ожидания заказчика – он может рассчитывать, что аудитор восстановит учет, исправит ошибки, сформирует отчетность;
- сложности с разделением ответственности между сотрудниками;
- невозможность сверки и перекрестного контроля, которые осуществляются при ведении разных участков учета разными сотрудниками в большой организации;
- искажение фактов в учете – незафиксированная наличная выручка, завышение расходов.
Сама по себе заинтересованность руководителя может иметь и положительное значение (за счет повышения надежности контроля в условиях отсутствия специализированных служб внутреннего контроля). Но есть и другая сторона: вмешательство руководителя может повышать риск нарушения законодательства (в том числе налогового), способствовать возникновению преднамеренных искажений.
Особенности планирования аудита малого бизнеса
Аудиторской организации целесообразно на этапе предварительного планирования ознакомиться с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля заказчика. В некоторых случаях недостатки этих систем столь значительны, что получение надлежащих аудиторских доказательств, позволяющих подготовить обоснованное заключение, невозможно. В дальнейшем при планировании процедур – если не доказано обратное – следует предполагать низкий уровень организации этих систем, не полагаться на средства внутреннего контроля.
Кроме того, в договоре следует максимально четко обозначить, что аудиторская компания не несет ответственность за составление и своевременную подачу в компетентные органы отчетности – только за формирование мнения о ее достоверности.
Особенности получения аудиторских доказательств
При проведении аудита малых предприятий аудитор должен уделять внимание получению письменных разъяснений от руководства. Это касается как подтверждения понимания ответственности руководителей, так и обоснования позиции по спорным вопросам.
Важно учитывать специфику нормативно-правовой базы, в том числе упрощенные процедуры регистрации, ведения учета и предоставления отчетности. При этом важным этапом является проверка правомерности применения этих упрощенных процедур и отнесения аудируемого лица к субъектам малого бизнеса.