Цели и значение анализа производства продукции
Объем производства является показателем, имеющим огромное значение для бизнеса. Дадим определение данному понятию. Объем производства – это количество продукции, произведенной предприятием за определенный период времени. Количество продукции может измеряться в различных показателях: килограммах, литрах, метрах и т.д. Анализ изменения объемов производства товаров позволяет получить множество полезной информации, владение которой способствует развитию предприятия.
Основными выгодами анализа производства объема производства являются:
- Важность для предприятия, поскольку показатели, полученные в результате исследования, становятся базой для принятия ключевых решений как в стратегическом планировании, так и в вопросах инвестирования различных объектов, вариантах сотрудничества на основе договора с другими компаниями;
- Проверка соответствия показателей объема оптимальным значениям, поскольку на промышленных предприятиях существует такой критерий, как «оптимальный объем производства». Он отражает жизнеспособность предприятия, возможности его развития и выполнения своих обязательств перед инвесторами.
Исследование показателей объема производимой продукции важно для различных государственных структур, инвесторов, так как с их помощью можно составить объективное представление о текущем положении дел в компании.
Показатели объема производства продукции
Объем производства продукции может измеряться в натуральных и стоимостных показателях.
При инфляции устранение изменения цен, т.е. «стоимостного» фактора, является важным условием сопоставимости полученных данных, в связи с этим стоимостные показатели объемов производства продукции должны приводиться в сопоставимый вид. Используются такие методы, как:
- Корректировка на единый индекс инфляции валюты страны;
- Корректирование на агрегатный индекс изменения стоимости по группе однородной продукции или же по отрасли в целом;
- Пересчет объема произведенной продукции в отчетном году по ценам базисного года.
Перечисленные методы позволяют нейтрализовать влияние изменения стоимости на конкретный товар или группу товаров.
Основными показателями объемов произведенной продукции является объем валовой, товарной и реализованной продукции.
Валовая продукция представляет собой стоимость всех произведенных товаров и выполненных работ, а также незавершенное производство, которая выражается в сопоставимых ценах.
Товарной продукцией является разность валовой продукции и внутризаводского оборота, незавершенного производства, что выражается в текущих оптовых ценах.
Под реализованной продукцией понимается стоимость продукции, которая отгружена и плачена покупателями.
Этапы анализа производства
Анализ производства проводится для:
- Оценки степени выполнения поставленного плана, динамики производства, динамики реализации продукции;
- Определения влияния факторов на величину данных показателей;
- Выявления внутрихозяйственных резервов повышения объемов выпуска и реализации товаров;
- Для разработки мероприятий по освоению резервов.
Объектами анализа являются:
- Объем производства и реализации товаров;
- Номенклатура и товарный ассортимент;
- Качество товаров;
- Структура продукции;
- Ритмичность производственного цикла и динамика реализации продукции;
- Анализ поставок и реализации товаров.
Анализ объема производства включает несколько этапов:
Проведение анализа выполнения плана по объемам выпуска товарной продукции:
- Определяются отклонения от плановых показателей, а также причины отклонений;
- Анализируется динамика товарной продукции: проводится расчет среднегодового темпа роста продукции.
Проведение факторного анализа объемов продукции:
- Номенклатура и товарный ассортимент анализируются для обеспечения потребительских потребностей.
Замечание 3Под номенклатурой понимается перечень наименований производимых товаров с указанием их кода, установленного согласно единой классификации.
Ассортиментом является перечень наименований производимых товаров с указанием объема выпуска каждого вида.
Выполнение плана по номенклатуре основано на сравнении фактических и плановых показателей выпуска. Недовыполнение плана может быть связано как с внешними причинами, так и с внутренними: рыночная конъюнктура, изменение спроса на отдельную категорию товаров, материально-техническое обеспечение, недостатки в организации производственного процесса, простои оборудования, его плохое техническое состояние, аварии.
В понятие качество продукции включаются параметрические, дизайнерские характеристики изделий, уровень их стандартизации, унификации, надежности и долговечности. Показатели качества могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными.
С изменением структуры производства изменяются и все экономические показатели предприятия: объемы выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость продукции, рентабельность и прибыль. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске товаров запланированных соотношений отдельных их видов.
Ритмичность производства представляет собой равномерный выпуск товаров согласно графику, запланированному объему и ассортименту. Ритмичная работа – это основное условие своевременного выпуска и поставок товаров. Неритмичность снижает экономические показатели: ухудшается качество товаров, повышаются объемы незавершенного производства и т.д.
Анализ поставок и реализации товаров проводится каждый месяц, квартал и полугодие. Он включает сравнение фактических данных с плановыми и предшествующими периодами. Объемы реализованной продукции могут изменяться по следующим причинам:
- Изменяется объем выпускаемой продукции;
- Изменяются остатки нереализованных товаров.