Монополия и ее признаки
Монополией называют такую ситуацию, когда на рынке действует одна фирма, то есть не существует иных фирм, выпускающих аналогичные товары, отсутствует конкуренция.
Признаки монополии:
- Присутствие одного крупного продавца;
- Отсутствие у продукции конкурентных аналогов;
- Наличие высоких входных критериев, практически не позволяющих появлению новых предприятий на аналогичных сегментах рынка.
Трактовки понятия «монополия»:
- Состояние рынка/сегмента рынка с присутствием одного игрока;
- Единственная фирма, создающая и реализующая определенный вид товара;
- Рынок с существующем на нем предприятием-лидером.
Основным критерием монополии является конкуренция – она должна держаться на достаточно низком уровне, либо отсутствовать вообще.
Монополистическая конкуренция и ценовая дискриминация
Монополистическая конкуренция является видом конкуренции среди фирм-монополистов, которая сочетает в себе элементы монополии и конкуренции. Каждая фирма представляет собой мини-монополию, контролирующую небольшую долю рынка выпускаемого ими товара, при этом они выпускают похожие товары с разными потребительскими свойствами, продаваемые с разным уровнем сервиса или по-разному рекламируемые. Также для монополистической конкуренции характерны свободный вход на рынок, производство и реализация товаров с ограниченным спросом.
Для монополий характерна ценовая дискриминация, когда на один и тот же товар предприятие устанавливает разные цены в зависимости от эластичности товара, региона и уровня доходности определенных групп покупателей. Во многих станах ценовая дискриминация преследуется по закону.
Виды монополий
Существует несколько видов монополий, но их классификация носит условный характер в связи с тем, что одна и та же фирма может принадлежать сразу к нескольким видам:
- Естественная монополия. Хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке. Оно достигается путем наличия особых технологических характеристик производства – обладание эксклюзивными ресурсами или исключительной материально-технической базой. Такие монополии чаще всего представляют фирмы с трудоемкой инфраструктурой, создание которой повторно технически проблематично или экономически нецелесообразно (например, железнодорожное производство, электро- или водоснабжение).
- Государственная монополия. Создается на основе существующего законодательства, которое определяет субъект монополии, границы рынка, объект, контролирующий и регулирующий деятельность субъекта, а также полномочия контролирующего органа.
-
Чистая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика определенного товара. Имеет ряд характерных черт:
- Отрасль представляется одной фирмой, так как товар не имеет аналогичных;
- У покупателя нет выбора – либо он покупает товар данной фирмы-монополиста, либо отказывается от покупки этого товара вовсе;
- Отсутствие какой-либо конкуренции, в том числе скрытой или потенциальной;
- Наличие большого количества барьеров для входа в отрасль;
- Покупатель может быть только один, или их может быть множество;
- Фирма-монополист контролирует объем выпускаемого и реализуемого товара и соответственно его цену.
-
Конгломерат. Группа лиц, характеризующие разнородные предприятия, вместе с тем взаимно и финансово интегрированные.
- Закрытая монополия. Характеризуется наличием определенной защиты от конкурентов в связи с наличием патентов или авторских прав.
- Открытая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика услуг и при этом отсутствием защиты от конкуренции. То есть фирма становится монополистом на определенное время – в основном это относится к фирмам, которые вышли на рынок с новым товаром впервые.
- Олигополия. Характеризуется наличием нескольких продавцов. Большая часть продукции производится не одной, а несколькими фирмами, при этом они достаточно велики, чтобы оказывать значительное влияние на рынок (например, автомобильная и сталелитейная промышленность, производства изделий из круп для завтраков и т.п.).