Значение монополии
Монополия представляет собой самый полный антипод всем представлениям совершенной конкуренции. В монополии есть только лишь один продавец, который производит товар, не имеющий сопоставимых конкурентов. Объём производства товара и цену выбирает только производитель.
Бывают случаи, в которых монополия является средством много более эффективным чем конкуренция. Подобные случаи получили название естественной монополии, то есть выпуск товара в объемах, удовлетворяющих запросы рынка, лишь одной фирмой, осуществляющей такой выпуск с более низкими показателями издержек, чем смогло бы иное число фирм.
В защиту монополий выступает развитие научно-технического прогресса имеющее должный эффект лишь в крупных фирмах.
В то время, как технологические открытия, по большей степени присущи мелким предпринимателям, их реализация является уделом крупного бизнеса. Также большое производство многократно эффективнее использует потенциал размеров, и широко развёртывает необходимую исследовательскую и конструкторскую деятельность. Всё это ведёт к повышению качества продукции, а также снижению её конечной себестоимости. Современные монополии существуют в крайне опасных условиях рыночного хозяйства. К ним тяжело применимы стереотипы мышления прошлого века, о паразитирующем существовании монополий, ведущему к застою.
Отличительные черты монополии
Основной отличительной чертой монополии перед конкурирующими фирмами является целевая эластичность спроса. В случае монополии такая эластичность имеет бесконечно большую величину. То есть, по существу, монополия полностью контролирует.
Объекты монополии определяются законом. Их можно вывести из определённых групп субъектов. Объектами монополии являются транспортировка газа и нефти по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической энергии через сети.
В общем смысле, монополия – это когда вся власть и контроль над производством товара или чего - либо сосредоточены в одних руках, товар выходит на рынок, не имея аналогов и конкурентов.
Легальная монополия
В нашей стране действуют законы рыночной конкуренции, но внутри этого рынка само государство не исключает и не препятствует возникновению разного рода монополий.
Легальная монополия представляет собой право исключительного порядка, которое может быть на что-либо в рамках законных на то оснований.
Такое право может возникнуть на основании различных прав:
- Право на пользование патентной системой. Патентная система предполагает выдачу свидетельства определенного образца, для того чтобы предприятие могло заниматься производством или изготовлением какого – либо товара, отличного от товара конкурентов. В этом случае конкуренты не смогут вывести на рынок этот товар без разрешения и согласия запатентованного предприятия. Таким образом, патент – это способ защиты от конкурентов;
- Авторское право представляет собой исключительное право на продажу или размножение своих произведений. Это право дается авторам пожизненно или на конкретный период времени;
- Торговая марка представляет собой вид защиты от конкуренции. Торговой маркой может быть знак или эмблема или символ, рисунок, все это регистрируется в государственных органах и конкуренты не вправе использовать торговую марку на своих товарах.
Таким образом, в настоящее время даже в условиях жесткой конкуренции можно организовывать легальную монополия, которая не запрещена законом, а, наоборот, поддерживается с помощью различных приемов и форм. Легальная монополия существовала с давних времен и будет существовать нам рынке еще долгое время.