Прибыль предприятия – это главный финансовый результат хозяйственный деятельности предприятия, который выражается в превышении его доходов над расходами за определенный период времени.
Общие сведения о планировании прибыли предприятия и его методах
Основным фактором экономического и социального развития любого предприятия (т.е. коммерческой организации) является прибыль. В этой связи большое значение в деятельности предприятия имеет экономически обоснованное планирование прибыли. Обобщенно планирование прибыли предприятия можно охарактеризовать как процесс прогнозно-аналитической работы должностных лиц предприятия по определению с учетом действия факторов внутренней и внешней среды и целей развития предприятия размера прибыли, которая должна быть получена в плановом периоде, что фиксируется в локальных правовых актах организации (например, в плане финансово-хозяйственной деятельности).
Планирование является одной из функций управления. Поэтому планирование прибыли можно рассматривать как частный случай финансового управления на предприятии. Т.е. планирование прибыли – это процесс принятия управленческих решений в отношении переменных, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции предприятия.
В самом общем виде планирование прибыли предприятия может быть представлено в виде следующей последовательности ключевых этапов:
- установление целей предприятия насчет прибыли за планируемый период;
- определение ожидаемого объема продаж продукции прибыли;
- оценка расходов предприятия на реализацию запланированного объема продукции;
- определение прибыли предприятия различными методами;
- определение основных направлений распределения прибыли предприятия.
В целях планирования прибыли руководство предприятия и сотрудники его планово-аналитических служб могут воспользоваться одним или несколькими из следующих методов:
- экономико-математические методы (включают в себя моделирование процесса производства с использованием производственных функций, а также построение множественной корреляционно-регрессионной модели);
- методы маржинального анализа (включают в себя планирование прибили на основе операционного и финансового рычагов, на основе предельных издержек и предельного дохода, а также на основе расчета точки безубыточности и моделирования прибыли по соотношению «затраты – выручка – прибыль»);
- метод прямого счета (включает в себя укрупненный метод и метод поассортиментного планирования);
- аналитический метод (включает в себя планирование прибили на основе показателя затрат на рубль товарной продукции, а также на основе процента базовой рентабельности);
- метод совмещенного расчета (включает в себя метод прямого счета и аналитический метод);
- нормативный метод;
- метод экстраполяции;
- метод расчета нормы прибыли на вложенный капитал.
Стоит отметить, что только для малых предприятий характерно сплошное планирование валовой прибыли. Чаще всего этот процесс детализируется по видам прибыли. Так, выделяют прибыль предприятия от продажи продукции и товаров, от реализации прочей продукции, основных средств, другого имущества и имущественных прав, а также от оплаты выполненных работ, оказанных услуг, от внереализационных операций и т.д.
Характеристика основных методов планирования прибыли предприятия
Наиболее распространённым среди предприятий методом планирования прибыли является метод прямого счета. Его использование обычно уместно, если ассортимент выпускаемой продукции является небольшим. Этот метод заключается в расчете прибыли как разницы между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (в неё не включаются суммы акцизов и налога на добавленную стоимость) и ее полной себестоимостью.
На математическом языке данный метод выглядит в виде следующей формулы:
П = (О • Ц) – (О • С).
В данном случае П – это прибыль в планируемом периоде; О – это натуральное выражение объема выпуска продукции в планируемом периоде; Ц – это цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – это полная себестоимость единицы продукции.
При большом ассортименте выпускаемой продукции рекомендуется использовать аналитический метод. Благодаря его применению можно определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
Аналитический метод предполагает выполнение действий в три этапа. Первый этап заключается в определении базовой рентабельности: для этого необходимо ожидаемую прибыль поделить на полную себестоимость сравнимой товарной продукции. Второй этап состоит из определения для планируемого периода объема товарной продукции (по себестоимости отчетного года) и прибыли от ее реализации (по базовой рентабельности). Третий этап предполагает учет влияния на плановую прибыль различных факторов (например, изменение цен, ассортимента продукции, повышение ее качества и сортности, снижение себестоимости и т.п.).
Описанный алгоритм планирования прибыли применим только в отношении операций по реализации товарной продукции. Прибыль от других видов деятельности предприятия планируется методом прямого счета, а также на основе опыта прошлых лет. После суммирования каждой разновидности прибыли определяется валовая (общая) прибыль предприятия на планируемый период.
Если элементы метода прямого счета и аналитического метода применяются вместе, то речь идет об использовании метода совмещенного расчета. Например, метод прямого счета позволит определить стоимость товарной продукции, а аналитический метод – воздействие отдельных факторов на плановую прибыль.
Таким образом, планирование прибыли представляет собой управление процессом формирования прибыли предприятия, которое в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и рыночными условиями позволяет максимизировать величину прибыли.