Понятие контроллинга
Контроллинг – это часть управленческой системы субъекта хозяйствования, совмещающая в себе элементы менеджмента и контроля.
С его помощью осуществляется аналитическая и информационная поддержка управленческих процессов. Контроллинг применяют для любого типа предприятий, в том числе корпораций и государственных унитарных объектов. Часто он используется для принятия определенного типа решений в рамках действующей системы управления. Современная структура контроллинга состоит из:
- Управления рисками.
- Системы информационного снабжения.
- Системы ключевых показателей.
- Реализации стратегии, тактики и оперативного планирования.
- Управления качеством.
Выделяют два больших блока контроллинга. Стратегический контроллинг направлен на исследование изменений в самой системе предприятия, а также во внешней среде. Ведется учет характера изменений. Этот вид контроллинга активно используется для реализации мероприятий в рамках антикризисной политики предприятия. С его помощью решаются задачи по контролю показателей, устанавливаются общие принципы антикризисного управления, осуществляется распределение тактических задач и так далее. Для текущей деятельности применяется тактический контроллинг. Он позволяет своевременно обнаруживать негативные тенденции в работе предприятия, выявлять слабые стороны. Текущий контроллинг направлен на более глубокое изучение текущих процессов.
Контроллинг является частью философии управления компанией. Разработка его структуры всегда соотносится с общим представлением руководства об организации менеджмента. Он позволяет определять цели работы предприятия, отражать их в системе сбалансированных показателей. Контроллинг направлен на осуществление регулярного контроля, исследования фактических данных, выявление причин отклонений от фактических значений. Полученная информация позволяет принять эффективные управленческие решения.
Сущность антикризисного управления
Современное предприятие действует в условиях воздействия внешних и внутренних факторов. Влияние части из них является управляемым, другие необходимо учитывать при планировании хозяйственной деятельности. В случае наступления кризиса предприятие применяет методы антикризисного управления, направленные на общее оздоровление финансово-экономической системы предприятия.
Антикризисная политика предприятия представляет собой комплекс мероприятий, способствующих преодолению негативных тенденций.
Основой стабильной работы предприятия является эффективное использование его финансовых ресурсов. Для этих целей проводятся следующие мероприятия:
- Формирование целостной информационной среды на предприятии.
- Внесение изменений в действующую маркетинговую, финансовую стратегии.
- Работа на уменьшение издержек.
- Повышение показателей производительности труда.
- Привлечение инвестиций.
- Повышение мотивации персонала.
Антикризисное управление может применяться на более высоком уровне хозяйственной жизни. Например, на государственном уровне может проводиться корректировка экономической, финансовой, социальной, инвестиционной деятельности, а также вноситься изменения во внешнеэкономическую политику. При этом осуществляется разработка тактических и оперативных мероприятий по достижению конкретных результатов.
Управление в кризис сталкивается с рядом проблем. Например, достаточно сложно с высокой долей вероятности распознать предкризисные явления. Часть кризисов преодолеть невозможно, но их необходимо прогнозировать и внедрять в планирование хозяйственной деятельности. Достаточно сложно организовать методологию антикризисного управления. Система работы в кризисной ситуации должна иметь четкую цель, миссию, путь реализации, а также обладать необходимыми инструментами и методами. Антикризисное управление сталкивается с проблемой прогнозирования кризисов. Любое предприятие действует в условиях неопределенности, кризис может возникнуть внезапно.
Контроллинг в антикризисном управлении
Контроль является одной из частей управленческого процесса. С его помощью устанавливается обратная связь, направленная на отслеживание своевременности и качества выполнения поставленных задач. Система контроля подстраивается под нужды предприятия. Она может видоизменяться в зависимости от текущих проблем, а также под влиянием процесса повышения ее эффективности. Контроллинг позволяет отслеживать рациональность планирования, давать ему оценку. Кроме того, он способствует разработке нормативных актов, регламентирующих производственный процесс.
Таким образом, контроллинг напрямую воздействует на структуру организации управления на предприятии. Он является одним из типов управления, широко применяемых в рамках антикризисного управления. С помощью контроллинга специалисты по антикризисным мероприятиям могут осуществлять постоянный сбор информации об организации и всем сферам ее деятельности. Аналитика обеспечивается беспрерывным потоком информации о текущем состоянии объекта хозяйствования. В рамках контроллинга исполняются решения, а также стимулируется творческий подход к решению кризисных задач. Он позволяет разработать и внедрить комплекс профилактических мероприятий, рассчитать отклонения, а также провести прогнозирование положения предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Можно сказать, что контроллинг является концепцией управления, позволяющей выявить и устранить узкие места в производстве. Основная его задача – обеспечить экономическое и финансовое развитие субъекта хозяйствования. В антикризисном управлении контроллинг выявляет негативные тенденций. Он организует и реализует операции по повышению качества управления, а также определяет их по антикризисному содержанию.