Сущность конкурентного рынка
Рыночный механизм в современной экономике выступает в качестве инструмента саморегулирования и установления относительного равновесия предложения и спроса. С его помощью определяется уровень цен, способный удовлетворить потребности покупателей и продавцов одновременно. Однако, рыночные отношения складывались достаточно долго. В их основе лежит взаимовыгодный обмен между субъектами. Кроме того, рынок предполагает свободу действий, как производителей, так и покупателей. При этом каждый из субъектов стремится к удовлетворению собственных потребностей. Предприниматель увеличивает прибыль, покупатель - собственную выгоду от покупки.
Свобода экономических агентов формирует явление, известное как конкуренция. В переводе с латыни этот термин обозначает соревнование, борьбу, состязание. Конкурировать между собой могут как продавцы, так и покупатели. В экономической науке конкуренция подразумевает, прежде всего, борьбу между производителями или продавцами за более выгодные условия на рынке, за большую часть потребительского спроса.
Конкуренция выступает в качестве своеобразного инструмента регулирования рыночных отношений. Так как, продавцу за получение большего числа покупателей необходимо совершенствовать свою продукцию, каналы сбыта, качество обслуживания, можно сказать, что конкуренция стимулирует развитие экономики. Производителю приходится искать новые пути привлечения покупателей, модифицировать товар, проводить маркетинговые мероприятия, способные не только привлечь новых потребителей, но и сформировать круг лояльных постоянных клиентов. Последние создают определенную стабильность для функционирования фирмы.
С точки зрения покупателя, конкуренция дает возможность более широкого выбора продукции или услуг, повышает их качество. Потребитель может выбирать благо в зависимости от своих предпочтений и потребностей текущего момента. Он так же имеет право переходить от одного продавца к другому.
Таким образом, рынок и конкуренция представляют собой механизм саморегулирования отношений между субъектами, создающий условия для экономического развития и роста.
Основные виды конкурентной борьбы
В зависимости от параметров, характерных для той или иной отрасли, рынкам сбыта, выделяют несколько видов конкурентной борьбы. В литературе наиболее часто упоминаются такие типы конкуренции, как:
- Совершенная или чистая конкуренция, которая представляет собой идеальную модель взаимоотношений множества покупателей и продавцов. Их воздействие на параметры рынка минимально. Рынок информативен, права обеих сторон сделки не ущемляются. Такая модель используется в основном для теоретических разработок и изучения процессов и явлений конкуренции.
- Несовершенная конкуренция представляет собой любую модель борьбы продавцов и покупателей отличную от совершенной конкурентной борьбы. Она включает в себя монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии, монополистическую конкуренцию. Каждая из моделей имеет свои особенности. Наиболее закрытыми и сложными для входа на рынок системами являются монополии и олигополии. Здесь действует один или несколько продавцов, которые определяют основные параметры рынка и цены. Монопсонии и олигопсонии представляют собой рынок одного или нескольких покупателей, то есть продавцам приходиться подстраиваться под их требования. Монополистическая конкуренция характеризуется множеством продавцов и покупателей, но при этом производитель стремится к монополизации занятой им ниши или части рынка.
- Ценовая конкуренция является наиболее распространенной и менее действенной. Обычно она сводится к демпингу цен на сегменте рынка.
- Неценовая конкуренция включает в себя множество маркетинговых мероприятий, которые направлены на привлечение новых потребителей, удержание старых, напоминание о товаре или услуге, формировании положительного или отрицательного образа продукта и так далее.
В зависимости от особенностей рынка формируются те или иные виды конкурентной борьбы. Так в области добычи полезных ископаемых, управлением ресурсов часто возникают естественные монополии. Их деятельность обычно регулируется государственной политикой, чтобы сохранять доступ к ресурсам для всех социальных слоев населения. Олигополии возникают в высокотехнологичных отраслях, требующих больших интеллектуальных и финансовых вложений. Монополистическая конкуренция характерна для рынка массового потребления.
Оценка конкуренции на рынке
Начало работы компании на рынке связано с проведением широкомасштабной подготовки и анализа. Понимание угроз внешней среды, конкурентов и других параметров рынка дает возможность руководству разрабатывать стратегию длительного поведения с целью сохранения высокого уровня конкурентоспособности компании.
Для оценки конкуренции на рынке используются методы, которые условно делятся на:
- дифференциальные, применяемые для оценки какого-то одного параметра;
- интегральные, дающие возможность оценить систему показателей.
Анализ так же включает в себя определение рыночной структуры и степени влияния ее участников на конечные показатели. Для этого используются прямые и косвенные значения «рыночного влияния». Первые позволяют проанализировать воздействие компании на рынок, вторые – общие параметры рынка.
Существует множество методик оценки конкуренции на рынке. Например, анализ уровня интенсивности строится на вычленении факторов рынка, а также распределении долей компаний. Коэффициент вариации позволяет вычислить интенсивность конкуренции с учетом этих факторов. Так же сила конкурентной борьбы может оцениваться по темпам увеличения объемов продаж, либо рентабельности рынка в целом.
Общая методика оценки конкуренции включает в себя следующие этапы:
- Определение концентрации продавцов на рыночном сегменте.
- Анализ и выявление параметров рентабельности рынка.
- Формирование представления о нестратегических барьерах, включающих в себя административные и экономические ограничения.
- Оценка стратегических барьеров, то есть препятствий, создаваемых конкурентами.
Обычно уровень конкуренции определяется в форме количественного показателя интенсивности борьбы между производителями.