Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Недобросовестная конкуренция

Сущность конкурентного рынка

В основе экономических структур лежит рыночный механизм, который складывался поэтапно в ходе развития общества. Рынок в общем виде представляет собой место пересечения интересов продавцов и покупателей. Но в современном понимании он выступает инструментом саморегулирования хозяйственных систем. Для того, чтобы образовался рыночный механизм необходимо соблюсти следующие положения:

  • Обмен между субъектами отношений должен быть взаимовыгодным. Продавец получает доход, а покупатель удовлетворяет свою текущую потребность.
  • Экономические агенты независимы в своей деятельности. Предприниматели самостоятельно определяют свой род деятельности, продукт, каналы сбыта. Так же распоряжаются прибылью по своему усмотрению. Потребители руководствуются лишь собственными желаниями и возможностями, совершая выбор.
  • Государственное вмешательство максимально ограничено. Правительство может воздействовать на рынок лишь посредством государственных закупок, фискальной политики и трансфертных платежей.

Свобода экономических субъектов порождает такое рыночное явление, как конкуренция. В переводе с латинского языка этот термин означает борьбу или состязание. В экономической теории конкуренция подразумевает столкновение интересов продавцов в сфере захвата большей доли потребительского спроса и получения максимально выгодных условий.

Конкуренция выступает механизмом, стимулирующим развитие рыночных отношений. Можно сказать, что существование рынка невозможно без конкурентной борьбы. С точки зрения покупателя, конкуренция способствует расширению ассортимента товаров и услуг, повышает качество продукции и послепродажного обслуживания, делает продажу более удобной для покупателя, учитывает его интересы и потребности. В сфере производства конкуренция стимулирует использование новейших технологий, способствует применению новаторских идей и методов ведения конкурентной борьбы. Она способствует выживанию наиболее адаптированных и сильных предприятий, убирая с рынка те компании, которые не способны обеспечить потребности покупателя.

«Недобросовестная конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, рыночный механизм является основой современной экономики. Ему всегда сопутствует конкурентная борьба, которая в большинстве случаев оказывает положительное воздействие на экономическое развитие.

Виды конкурентной борьбы, их особенности

Конкуренция классифицируется, прежде всего, по масштабам. Она может быть индивидуальной, межотраслевой и отраслевой, национальной, общемировой. Но чаще всего в экономической литературе придерживаются следующего разделения конкуренции на виды:

  1. Монополистическая конкуренция представляет собой экономическую структуру, где участвует множество покупателей и продавцов. Она характерна для рынка массового потребления. Каждый из участников не оказывает значимого влияния показатели рыночной деятельности, при этом производители стремятся монополизировать свою нишу.
  2. Рынок одного продавца или монополия характеризуется тем, что только один производитель устанавливает цену, объем сбыта и выпуска. Монополии часто складываются в естественных условиях, например, в добывающей отрасли или социальной сфере. Часто их работа регулируется государственным антимонопольным законодательством.
  3. Олигополия или рынок нескольких продавцов имеет лидера и несколько крупных производителей, которые определяют основные параметры рынка. Если на нем возникает конкуренция, то она носит жесткий характер. Часть производителей объединяется с целью не пустить нового конкурента на рынок, либо выжить одного из действующих.

Конкуренция так же может быть ценовой и неценовой. Первая основывается на сильном снижении цен, обычно до 60% от общего уровня цен. Такая ситуация на рынке называется демпингом. Однако, современное развитие экономики показало несостоятельность ценовой конкуренции. Все большую популярность набирает неценовая конкуренция, основанная на оптимизации производства, минимизации затрат, повышении качества продукции, технологического процессы, послепродажного обслуживания и другого комплекса маркетинговых мероприятий.

Недобросовестная конкуренция

Одной из форм конкурентной борьбы является нарушение общепринятых легальных правил ведения бизнеса. Обычно, законодательства различных стран вводят определенные ограничения для предпринимателей в целях сохранения справедливости конкуренции. Это необходимо для сохранения относительного равновесия на рынке. В России запрещено открытое стремление к монополизации или ведению недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией в РФ понимаются любые действия субъектов хозяйствования, которые позволяют достичь преимущества на рынке, нарушая основные гласные и негласные законы рынка и конкурентной борьбы. В законодательстве РФ выделены ее следующие формы:

  1. Распространение ложной информации, способной нанести финансовый ущерб конкуренту.
  2. Умышленный обман потребителей относительно характеристик продукции, методов ее создания и так далее.
  3. Проведение некорректной маркетинговой политики в области сравнения собственной продукции с продукцией конкурентов.
  4. Использование чужой интеллектуальной собственности без должного оформления прав собственности.
  5. Огласка коммерческой тайны и других секретных данных без разрешения владельца.

Большинство стран придерживаются запрета в области демпинга, сговора на торгах, формирования тайных картелей, распространения ложной информации, проведения рекламных компаний, направленных на формирование негативного образа конкурента и так далее. В России большое внимание уделяется борьбе с коррупцией.

Часто к недобросовестной конкурентной борьбе относят нелегальное поведение поставщиков, которые могут нарушать условия поставки в целях нарушения деятельности производителя. То есть, вынуждает предпринимателя искать новых поставщиков, терять время и деньги.

Замечание 2

Достаточно часто тайный сговор происходит на рынке олигополии. Так как законом обычно ограничены любые действия, направленные на монополизацию рынка, компании не могут вступать в открытый сговор. Олигополия устроена так, что участникам рынка приходится подстраиваться друг под друга в вопросе уровня цен, объемов рынка сбыта и объемов выпуска продукции.

Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot