Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкурентная борьба на мировом рынке

Понятие мирового рынка

В экономической теории существует множество определений термина «рынок». В самом широком смысле он подразумевает место пересечения интересов покупателей и продавцов. Рыночные отношения складывались постепенно, проходя соответствующие этапы эволюции общества. Формированию рынка способствовали следующие предпосылки:

  1. Возникновение обмена и появление единого эквивалента стоимости, облегчили взаимодействие между людьми, а также позволили увеличить объемы благ, участвующих в сделках.
  2. Свобода предпринимателей и покупателей предполагает, что каждый субъект экономических отношений действует независимо и руководствуется только собственными интересами и выгодой. Для продавца – это увеличение прибыли, для покупателя – максимальное удовлетворение собственных потребностей.
  3. Развитие хозяйственных отношений повлияло на уменьшение роли государственного регулирования. История показала, что централизованная экономика постепенно приводит к стагнации и деградации хозяйственных связей. В настоящее время в большинстве стран государство воздействует на экономику через фискальную политику, трансферты и государственные заказы. Так же оно ответственно за создание законодательной базы и осуществление контроля над ее соблюдением.
Замечание 1

Сейчас рынок – это не только физическое место встречи продавца и покупателя. Он приобрел форму механизма, способного самостоятельно регулировать хозяйственные системы.

Рынки имеют различные виды, классификации. Мировой рынок является комплексом национальных рынков различных стран, которые постепенно вышли за государственные границы. На этом уровне отношений проводится основной сбыт продукции и услуг, на которых специализируются те или иные государства. Таким образом, под мировым рынком понимается создание таких товарно-денежных отношений, которые основаны на международном разделении труда.

Сущность конкуренции, ее виды

Рыночные отношения строятся, прежде всего, на основе свободы хозяйствующих субъектов. Именно эта независимость породила такое явление, как конкуренция. Термин «конкуренция» в переводе с латыни означает соревнование, состязание, борьбу. Причем, конкуренция может возникнуть как между производителями, так и между потребителями. В экономической теории данное понятие рассматривается в качестве борьбы продавцов за покупательский спрос и увеличение собственной прибыли.

«Конкурентная борьба на мировом рынке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует два принципиальных вида конкуренции – совершенная и несовершенная. Первая представляет собой идеальную модель конкурентной борьбы. Она рассматривается в качестве эталона, с помощью которого исследуются основные закономерности работы хозяйственных систем и взаимодействие между субъектами экономических отношений. Для данной модели характерно большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых не оказывает значимого влияния на показатели рынка. Любое отклонение от данной модели относит конкуренцию к несовершенному виду. Несовершенная конкуренция имеет несколько вариантов.

Монополия представляет собой такой вид рынка, на котором главенствует один продавец. Он устанавливает объемы сбыта, цену на продукцию. Покупателю приходится довольствоваться качеством и предложенными характеристиками товара или услуг. Часто монополии возникают в отраслях, связанных с добычей природных ресурсов, либо социально значимыми сферами обслуживания. Поэтому деятельность монополий часто регулируется антимонопольными государственными службами.

Олигополия или рынок нескольких продавцов обычно характеризуется негласной договоренностью между субъектами. Постепенно устанавливаются примерные цены на схожую продукцию, фиксируются рынки сбыта и объемы выпуска. Конкуренция обычно носит неценовой и жесткий характер. Сводится к тому, что часть фирм объединяются, чтобы выжить конкурента. На такой рынок достаточно сложно войти и начать деятельность новому игроку.

Монополистическая конкуренция представляет собой рыночные отношения множества продавцов и покупателей, где каждый из них стремится к монополизации собственных интересов. Производители стараются создать круг лояльных покупателей, потребители имеют относительную свободу выбора. Такая модель является наиболее приближенной к реальному потребительскому рынку массового производства.

Конкуренция выступает одним из инструментов достижения рыночными системами относительного равновесия между предложением и спросом, а также стимулирует экономический рост и развитие.

Конкуренция на мировом рынке

В основе мирового рынка лежит совокупность национальных рыночных структур. Масштабы конкуренции зависят от размеров рынка, на которой она разворачивается. Ее интенсивность зависит от числа участников, выходящих на международную арену отношений. Все большая индустриализация расширяет массовое производство, тем самым оказывая воздействие на конкурентную борьбу между странами. Общая глобализация и открытие границ привели к тому, что помимо крупных транснациональных компаний на международный рынок выходят средние и мелкие предприятия. Кроме того, к странам-экспортерам примыкают новые участники, которые меняют равновесие сил на рынке.

Конкуренция на мировом рынке выполняет те же функции, что и на национальных. Она выступает инструментом ценообразования на однородную продукцию или услуги, но в масштабах мировых хозяйственных отношений.

Современный этап развития мирового сообщества привел к тому, что ценовые методы конкурентной борьбы отходят на второй план. Страны стремятся укрепить свое положение на рынке за счет выпуска качественной продукции, которая будет пользоваться длительным спросом у покупателей различных государств. То есть, они вступают в неценовую конкурентную борьбу.

Конкуренция на мировом рынке обладает следующими свойствами:

  • Ее масштабность проявляется в том, что на рынок выходит все большее число продавцов.
  • Динамичность заключается в поиске новых нестандартных решений в методах ведения конкурентной борьбы. Рынок растет очень быстро, а также испытывает повсеместное влияние открытий и внедрения новых технологий.
Замечание 2

Насыщенность рынка, доступность множества товаров, как собственных, так и иностранных производителей, делает потребителя более требовательным. Таким образом, спрос на мировом рынке является основным стимулом экономического развития и роста.

Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot