Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ конкурентного рынка

Понятие рынка и предпосылки его формирования

Термин «рынок» имеет множество определений, но наиболее часто под ним понимается место пересечения интересов потребителей и продавцов.

Современные рыночные отношения складывались поэтапно в ходе эволюции общества. Развитию обмена между людьми способствовало появление денег. Они стали единым эквивалентом ценности товаров и услуг, а также средством обслуживания сделок между экономическими субъектами. В основу международной торговли легли великие географические открытия. С этого этапа началось накопление капитала. Следующим значимым событием в хозяйственной жизни общества стала промышленная революция. Она изменила производство, принципы работы, объемы выпуска. Кроме того, она качественно изменила социальную жизнь и потребительский спрос.

Таким образом, для того, чтобы образовались рыночные отношения необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Обменные операции между субъектами должны осуществляться на взаимовыгодных условиях и соблюдать интересы обеих сторон сделки.
  2. Продавцы и покупатели свободны в своей деятельности. Производители стремятся увеличить свои доходы, а также получить наиболее выгодные условия. Покупатели руководствуются только собственной потребностью в благе на текущий момент.
  3. Развитие экономики привело к тому, что вмешательство государство в экономические процессы стало ограниченным. Оно может воздействовать на совокупные макроэкономические показатели через применение определенного набора инструментов, а также осуществлять контроль над соблюдением законодательства страны.

В настоящее время понятие рынка определяет принцип взаимодействия спроса и предложения. Данный механизм формирует такие условия, при которых отношения между субъектами самостоятельно регулируются, под влиянием специфических факторов экономической системы.

Замечание 1

Отличительной особенностью рынка является естественное ценообразование, которое устанавливается под влиянием постепенного уравновешивания спроса и предложения.

«Анализ конкурентного рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рыночная модель экономики зарекомендовала себя, как гибкая система отношений, способная адаптироваться под изменяющиеся запросы общества.

Конкуренция на рынке

Термин «конкуренция» в переводе с латинского означает состязание, борьбу, соревнование. В экономике наиболее под конкуренцией понимается борьба продавцов за потребительский спрос. Благодаря расширению сбыта, производители имеют возможность наращивать итоговый доход. Конкуренция может существовать и между покупателями при условии, что предложение определенного блага ограничено. В зависимости от числа производителей или покупателей на рынке, конкуренция может иметь разные виды и формы. Наиболее часто в литературе упоминаются:

  1. Совершенная конкуренция или идеальная модель конкурентной борьбы в условиях рынка. Для нее характерно наличие огромного числа производителей и потребителей, при этом их влияние на основные показатели рынка незначительно. Эта модель используется для научных исследований и обоснований в области изучения рыночных отношений.
  2. Монополия представляет собой рынок одного производителя. Только он устанавливает объем выпуска, цену, регулирует каналы сбыта. Покупателю приходится производить покупку по установленной цене. Часто монополии возникают в сфере добычи ресурсов, либо предоставления определенных услуг населению. В таком случае их работа регулируется государством, чтобы обеспечить социальную стабильность общества.
  3. Высокотехнологичные отрасли обычно представлены олигополиями. Это рынок, где конкурентная борьба разворачивается между несколькими производителями. Обычно между ними существует негласное сотрудничество в разделении рынка сбыта, установлении цен. Конкуренция обычно бывает неценовой и достаточно жесткой, сводит к тому, что несколько производителей объединяются с целью выжить конкурента.
  4. Монополистическая конкуренция является наиболее распространенным видом конкурентной борьбы. Она характерна для рынков потребительских товаров. Здесь существует огромное число покупателей и продавцов. Название монополистическая подразумевает стремление производителя к монополизации собственного производства. Обычно, продавцы стремятся выработать отличительную характеристику своей продукции, которая формирует торговую марку или бренд. Такой подход позволяет сформировать группу лояльных потребителей, которые при иных равных условиях будут предпочитать конкретного продавца.
Замечание 2

Кроме того, существуют рынки одного или нескольких покупателей – монопсония и олигопсония соответственно. Здесь производителям приходится подстраиваться под требования покупателя. Наиболее часто такие конкурентные рынки возникают в сфере государственных закупок.

Анализ конкурентного рынка

Анализ рынка обычно проводится силами маркетинговых служб. Он позволяет определить параметры и факторы, способные оказать воздействие на стратегическое развитие фирмы в длительном периоде. Анализируется способность компании реализовать свое преимущество на конкретном сегменте рынка, а также оценивается его потенциал в случае, если данная попытка будет успешной. Обычно оцениваются следующие параметры:

  • работа прямых конкурентов;
  • возможность появления новых конкурентов;
  • вероятность появления товаров-субститутов;
  • зависимость от поставщиков;
  • влияние потребителей.

Степень конкурентной борьбы определяется порогами входа на рынок, числом потенциальных прямых и косвенных конкурентов, уровнем издержек. Товары-заменители негативно сказываются на показателях рентабельности, могут привести к снижению цен, уменьшить прибыль. Поставщики могут конкурировать между собой, что в итоге повлияет на работу производителей. У покупателей могут изменяться предпочтения и психологические ожидания.

Достаточно часто для определения конкурентных преимуществ самой компании используется СВОТ-анализ. Он представляет собой оценку слабых и сильных сторон предприятия, позволяет выявить потенциал, а также возможные угрозы. То есть, этот вид анализа позволяет тщательно изучить влияние внешней и внутренней среды на результативность работы предприятия.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot