Вполне очевидно, что каждый предприниматель желает добиться успехов во всех своих начинаниях и для того, чтобы его организация развивалась успешно, ему необходимо регулярно прибегать к услугам профессионалов, специализирующихся в области логистики.
Именно логистика решает вопросы, касающиеся транспортировки сырья, оборудования и прочих материальных ценностей. В случае отсутствия данного контроля, весь производственный процесс просто бы остановился, превратившись в полнейший беспорядок. Именно это и объясняет такую востребованность услуг логистических компаний, обеспечивающих внутрирегиональные и международные перевозки, таможенное оформление грузов, а также осуществляющих страхование грузоперевозок, организации складов, консолидации и т.п.
Понятие и сущность логистики
В случае рассмотрения проблем, которые решаются с помощью логистики в совокупности, то общей чертой у них будут вопросы, касающиеся управления материальными и информационными потоками.
Увеличения сферы использования логистики, которое наблюдалось в 80-90-х годах можно объяснить развитием методов управления материальными потоками. В данном случае идея и методы логистики начинают выходить за привычные рамки управления материальными потоками и имеют более широкую сферу применения. Несмотря на это, львиная доля потенциала логистики заложена именно в эффективном управлении материальными потоками. Управление этими потоками заключается в осуществлении следующих мероприятий:
- Организация разнообразных коммерческих операций, результатом которых является договоренность сторон о прохождении потоков и о их параметрах.
- Осуществление поисковых операций оптимальных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов.
- Выявление наиболее рациональных схем прохождения материальных потоков, а также мест, где они будут аккумулироваться до востребования и т.п.
Принятие грамотного и обоснованного решения, касающегося управления материальными потоками, просто невозможно без определенных знаний в области логистики.
По этой причине множество исследователей и специалистов в данной области дают определение логистике, как междисциплинарное научное направление, которое связано с поиском новых возможностей увеличения эффективности материальных потоков.
Среди основных задач, возложенных на логистику, выделяют следующие:
- Осуществление планирования запасов, исходя из прогнозов, касающихся спроса на продукцию.
- Определение мощности, которая потребуется для полноценного производственного процесса.
- Разработка научно обоснованных принципов распределения произведенных товаров и услуг, основываясь на оптимальное управление материальными потоками.
- Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у конечных потребителей.
- Формирование разнообразных вариантов математических моделей функционирования логистических систем.
- Создание актуальных методов эффективного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки, а также выполнение целого ряда второстепенных заданий.
Разработанные и полученные в процессе научной деятельности знания, позволяют принимать эффективные управленческие решения. Однако для воплощения в жизнь принятых решений, необходимо совершать конкретные действия.
Именно поэтому многие придерживаются мнения, что логистика – это направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Становление и современное состояние логистики
Становление коммерческой логистики в России совпало с периодом начала экономических реформ в 1990-х годах, в результате чего в ней выделялись рыночные формы материально-технического снабжения и реализации произведенной продукции в противовес фондированному распределению ресурсов. В данном случае коммерческая логистика представляет собой научную дисциплину, основной задачей которой является изучение законов и закономерностей свободной рыночной экономики, касающиеся закупок, а также перемещением товарной продукции для достижения стабильности и гибкости производства и сбыта.
Уже на этапе своего формирования она охватывала все стадии производственного процесса и включала в себя множество бизнес-активностей, рассматривая их в качестве технологический операций и функций. Стоит отметить, что логистика подразумевает под собой не только сферу использования, но и среди своих задач имеет осуществление мероприятий по снижению издержек, увеличению дохода, а также повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Если рассматривать логистику в рамках ресурсного аспекта, то наполнение коммерческой логистики достаточно многопланово: транспортная, складская, информационная и прочие виды логистики. Все эти составляющие не просто присутствуют в логистике, но и требуют глубокой проработке на уровне исследований операций, а также принятия управленческих решений, - эта необходимость возникает в результате огромного разнообразия хозяйственных связей.
Коммерческая логистика преследует цель, которая заключается в адаптации к запросам потребителей, что подразумевает гарантию мгновенного выполнения заказов, а также точное соблюдение условий поставки. Конкретизируя цель коммерческой логистики, можно привести несколько ее основных задач:
- Гарантирование наиболее эффективной и выгодной системы потоков ресурсов, грузов и товаров, которая полноценно обеспечит надежность снабжения с минимальными затратами при максимально возможном использовании имеющихся мощностей производства.
- Создание системы, контролирующей, выявляющей недостаточно оптимизированные процессы производства и формирующий абсолютно новые концепции предприятия, основываясь на актуальных данных о соотношении доходов и расходов предприятия.
- Создание функционально согласованной структуры организации деятельности компании.
Значение логистики для коммерческой деятельности
Организация логистического процесса является одной из основных составляющих любого вида предпринимательской деятельность. Однако далеко не каждое коммерческое предприятие уделяет логистике должное внимание. В этом и кроется одна из причин их неудач в бизнесе, ведь недостаточно грамотная организация логистики может значительно снизить результаты хозяйственной деятельности организации.
Логистика оказывает непосредственное влияние на стоимость товарной продукции, сроки осуществления сделок, имеющийся уровень рисков и т.п. именно поэтому еще в процессе формирования бизнес-процессов и документации, которая регламентирует правила осуществления коммерческой деятельности предприятия, обязательным условием является разработка логистических стратегий компании.
Именно логистика позволяет представить материально-техническое обеспечение, транспорт, производство, сбыт и складирование в качестве единого и непрерывного процесса, который направлен на разработку и воплощения в реальность систем управления, основанных на логистических принципах и методах.
В результате осуществления логистических принципов, можно добиться следующих результатов: уменьшение сроков циклов производства и выполнения заказов, уменьшению материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, регулярному соблюдению договоренностей, а также значительному повышению уровня конкурентоспособности товарной продукции предприятия.
Как результат всего вышеописанного, можно прийти к выводу о том, что именно благодаря грамотной и рациональной организации логистики можно достичь успеха в осуществлении коммерческой деятельности. Успех бизнеса находится в частичной зависимости от логистики.