Сущность финансового управления издержками
Финансовое управление издержками любого предприятия заключено в рациональном определении структуры себестоимости и нахождении способов ее снижения для увеличения прибыли и роста производственной эффективности.
Уменьшение производственных издержек и затрат на реализацию продукции достигаются путем рационализации использования ресурсов (сырье, материалы, оборудование, финансы) и ростом отдачи от них.
Задачи финансового управления издержками
Финансовое управление издержками предприятия предполагает решение соответствующих задач:
- Проведение анализа структуры себестоимости (в соответствии с объемами производства, элементами затрат и статьями затрат);
- Оценивание возможности минимизации издержек;
- Операционный анализ;
- Проведение мер в сфере сокращения издержек и оценка их эффективности.
Упрощенно процесс управления издержками компании можно представить в виде схемы.
Виды издержек предприятия
Все издержки организации можно разделить на 2 категории:
- Текущие издержки, которые полностью переносятся на прибыль текущего периода,
- Капиталовложения единовременного характера, которые оказывают влияние на прибыль последующих периодов.
Затраты также подразделяются:
- Прямые затраты (переменные), относимые на стоимость единицы продукции;
- Постоянные затраты (косвенные), не меняющиеся в процессе изменения объемов производства.
Учет затрат на предприятии
В процессе учета затрат происходят следующие действия:
- Затраты измеряются,
- Принимаются соответствующие решения,
- Составляется отчетность.
Основой учета затрат является методика, в соответствии с которой определяется себестоимость продукции.
На практике применяют чаще всего 3 способа учета затрат:
- По полной себестоимости (учет по поглощенным затратам);
- Учет в соответствии с усеченной (маржинальной) себестоимостью;
- Учет по осуществляемому виду деятельности.
Управление издержками
В условиях кризиса используют операционный анализ для оценки зависимости финансового результата от совокупности производственного объема и издержек. Этот анализ дает возможность решения задачи увеличения массы и прироста прибыли путем уменьшения соответствующих расходов, при этом выявляется степень окупаемости затрат.
Предварительный этап операционного анализа – разделение общих затрат компании на переменные и постоянные.
В процессе финансового управления затратами происходит определение безубыточности, которая представляет собой состояние предприятия, при котором оно не несет ни прибыли, ни убытка.
Безубыточность включает в себя выручку, необходимую для того, что бы предприятие начало получать прибыль (количество товара, который предприятие должно продать для того, что бы начать получать прибыль).
При осуществлении анализа безубыточности предполагают, что переменные затраты могут изменяться в прямой пропорциональности от изменения объема производства (сбыта).
При этом постоянные затраты не меняются в процессе изменения объемов производства и сбыта.
Важной задачей операционного анализа считается процесс оценки запаса финансовой прочности, который показывает максимальный уровень снижения объемов продаж, который позволит сохранять безубыточность производства.
Появляется необходимость в определении точки безубыточности, которая представляет собой такой объема производства, при котором прибыль компании будет нулевой.
Для того чтобы определить величину выручки, при которой будет достигнута безубыточность производства и покроются все издержки, принято рассчитывать порог рентабельности.
Порог рентабельности представляет собой такую выручку от реализации, при которой компании не имеют ни прибыли, ни убытков.