Особенности инновационной деятельности
Инновационная деятельность – это комплекс мероприятий научного, технологического, организационного и финансового характера, которые реализуются с целью получения прибыли от накопленных знаний и информации.
Результатом такой деятельности становится создание принципиально новых форм благ. Кроме того, инновационная деятельность способствует созданию, распространению и практическому применению технологических и технических новинок. Для этой сферы сформировано отдельное направление менеджмента, который позволяет материализовывать идеи и знания. Инновационный менеджмент является конечным результатом творческой деятельности. Он позволяет воплотить в приемлемой для общества форме, готовую для применения продукцию.
Чтобы финансировать инновационную деятельность сформировалось новое направление финансовых организаций – венчурные фонды. Они занимаются рискованными операциями, которые могут принести сверхдоход, либо полностью не окупиться. Венчурные фонды создаются специально для работы с инновационными проектами. Они вкладывают свои активы в предприятия с высокой долей риска, которыми являются стартапы и прочие инновационные проекты.
Инновации принято разделять на:
- Технические. Они направлены на улучшение характеристик товара.
- Технологические. Они позволяют оптимизировать процессы производства.
- Организационно-управленческие. Они направлены на оптимизацию управления проектом.
- Информационные. Они рационализируют информационные потоки.
- Социальные. Она направлены на улучшение рабочих условий и качества труда.
Инновационная деятельность стала неотъемлемой частью экономики знаний. Она создает отношения между изобретателями и субъектами, готовыми к материальному воплощению новаторских идей. Реализация инноваций требует рискованных вложений, на которые не всегда идут владельцы капитала. Поэтому для инновационных проектов создаются венчурные фонды. Они взаимодействуют с обеими сторонами инвестиционной сделки.
Инновационная деятельность на предприятии
Предприятие является независимым хозяйственным объектом, который создается для регулярного извлечения прибыли. Рыночная экономика создает условия, при которых предприятиям необходимо конкурировать друг с другом, что заставляет предпринимателей искать конкурентные преимущества. Инновационная деятельность на предприятии включает в себя:
- Поиск проблем.
- Организацию инновационного процесса.
- Организацию деятельности в области инноваций.
Сегодня темпы научно-технического прогресса настолько высоки, что предприятия часто не успевают обновлять свои фонды под новые требования рынка. Крупные компании создают подразделения, занимающиеся разработками и внедрением инноваций. Малому и среднему бизнесу приходится использовать инструменты аренды и лизинга, чтобы обеспечить себе доступ к сложным технологиям.
Обеспечение эффективной инновационной деятельности базируется на постоянном мониторинге сильных и слабых мест работы предприятия, внедрении методов инновационного менеджмента, исследовании рынка, жизненного цикла своего продукта. Инновационные идеи обычно возникают в ответ на проблемы, которые возникают на предприятии под влиянием факторов среды. Так же они появляются в ходе несоответствия собственных представлений о реальности предпринимателя и действительностью. Часто инновации проявляются в виде инструментов для обеспечения производственного процесса, а также как ответ на внезапные изменения рынка. Внедрение инноваций на предприятиях становится целесообразным в случае, если в макроэкономике происходят демографические, психологические изменения, а также появляются принципиально новые знания.
Стратегия внедрения инноваций на предприятии
Инновации на предприятии требуют тщательной подготовки и планирования, а затем последовательной реализации. Целенаправленная инновационная деятельность строится на непрерывном мониторинге возможностей. Она должна соответствовать нуждам потребительского спроса. Очевидным преимуществом становится ее простота и точность исполнения. Внедрение инновации более оправдано для малых проектов, где задействовано небольшое число сотрудников, поэтому риски минимальны. Чаще всего, инновации применяются для лидерства на рынке.
Предприятия иногда создают слишком сложные в обращении товары, которые затем не пользуются спросом. Всегда важно помнить о потребностях покупателя, чтобы окупить вложения. Концентрация на узком ассортименте позволит создать наиболее адаптированный вариант блага. Нововведения тесно связаны с улучшение качества продукции.
Инновации легче всего внедряются на малых предприятиях, которые гибко и своевременно реагируют на конъюнктуру рынка. Крупные предприятия обладают достаточными финансами для инновационной деятельности, но из-за масштабов достижения этой области внедряются очень медленно. Сегодня существуют формы сотрудничества между крупными и малыми предприятиями, которые позволяют первым вкладываться в инновационную деятельность вторых, а затем пользоваться их изобретениями и достижениями.
Важным элементом остается инновационный менеджмент, направленный на создание внутренней структуры и психологического настроя на свободное творчество. В жестко регламентированных компаниях сотрудники обычно не склонны к инновациям. Инновационная деятельность не должна быть постоянной. Но ее необходимо оградить от излишних нагрузок, чтобы освободить место для творческой деятельности.
Инновационная деятельность в реальном секторе способствует развитию предпринимательской среды, создает и поддерживает научно-исследовательский опыт предприятий. Так же способствует организации подготовки креативных кадров, формированию методов стимулирования. Финансирование из бюджета позволяет поддержать приоритетные направления деятельности, особенно в стратегически важных областях экономики.