Экономика и управление на предприятии – это научные дисциплины, которые занимаются изучением аналогичных сфер деятельности коммерческой организации.
Предприятие – это один из субъектов, который принимает активное участие в функционировании экономической системы. Оно представляет из себя производственную и предпринимательскую единицу. Это означает, что предприятие, во-первых, занимается производством определенной продукции (изготовлением товаров, выполнение работ, оказанием услуг), а во-вторых, реализуется эту продукцию на рынке с одной единственной целью – получить прибыль.
Следовательно, деятельность предприятия по своему характеру является хозяйственной. Оно привлекает у домохозяйств, государства или других предприятий такие факторы производства, как:
За приобретение данных факторов производства или их получение во временное пользование предприятию приходиться осуществлять затраты – на выплату ренты, заработной платы, процентов и иных платежей. На первоначальном этапе средства на эти цели предоставляются либо учредителями предприятия, либо финансово-кредитными учреждениями.
Используя факторы производства, предприятия изготавливают определенную продукцию, которая способна удовлетворить потребности населения, государства, иных организаций, заграницы, и выходят на рынок для того, чтобы реализовать ее. В рыночных условиях действует конкуренция большого числа предприятий, которые производят аналогичную продукцию. Поэтому для того, чтобы получить наибольшую выручку от предприятий требуется предварительное проведение маркетинговых исследований и завоевание имеющегося спроса за счет более низкой цены, более высокого качества или инклюзивности (необычности, особой ценности) товара.
Вырученная выручка используется предприятием для покрытия затрат, связанных с привлечением и использованием факторов производства. Кроме того, необходимо уплачивать ряд обязательных платежей в бюджет государства (налоги, пошлины, сборы и т.п.). Если после данных операций останутся денежные средства, то они могут быть направлены на формирование резервных фондов (сбережение), на расширение воспроизводственного процесса на предприятии (потребление) или на вложение в иные сферы экономики (инвестирование).
Управление предприятием означает деятельность его учредителей, собственников, руководителей по оказанию воздействия на него и на осуществляемую им деятельность. Делается это для того, чтобы добиться определенных целей. В основном они сводятся к сохранению на прежнем уровне или повышению доходов, имущественного состояния, благосостояния, оборота (доли рынка), имиджа, а также к снижению расходов.
Предприятие выступает обобщенным объектом управления, однако фактически управляющие субъекты оказывают воздействие с целью изменения на его составляющие элементы. В частности, можно выделить следующие группы объектов:
В отношении каждого из обозначенных объектов предприятие вырабатывает определенные нормативные требования и способы их реализации. Их совокупность называется политикой предприятия.
Нормативные требования формулируются предприятием исходя из принципов предпринимательской деятельности, из основных целей, объектов и сфер деятельности, а также из субъективных и объективных требований к ее организации. Так, на данный момент можно говорить, что основные принципы современной предпринимательской деятельности заключаются в следующем:
Управление предприятием должно осуществляться на системной основе. В связи с этим особое значение приобретает организационная структура предприятия – выделение в нем структурных подразделений, распределение полномочий и ответственности, выстраивание иерархических связей. Эти организационные моменты должны обеспечить согласованную работу всего персонала предприятия и достижение запланированного результата на основе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.