Особенности планирования на торговом предприятии
Все предприятия сферы торговли независимо от масштабов и видов деятельности планируют свою текущую и будущую работу на рынке.
Планирование в торговле - это экономическая деятельность по управлению т контролю обращения товаров и услуг.
Планирование – это особая форма деятельности, которая ориентирована на разработку и обоснование программы экономического развития торгового предприятия и его структурных подразделений на конкретный период времени с учетом возможностей и наличия необходимых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
Роль планирования состоит в стремлении максимально учесть все факторы окружающей среды, которые обеспечивают нормальное функционирование торговой компании.
Ключевая цель планирования – это обеспечение эффективной деятельности предприятий торговой сферы. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач: прогнозирование рыночных тенденций и внесение соответствующих изменений в программы организации; проведение маркетинговых исследований на предмет изучения потребностей потребителей и создание программы на основе результатов исследования; обеспечение производства и реализации товаров высокого качества; выявление и привлечение внутренних ресурсов производства.
Основные функции планирования торговой компании: определение целей организации и установление их соответствия целям развития национального хозяйства и развитию социальных и рыночных процессов; установление параметров и темпов хозяйственных процессов на предприятиях торговли; организованное распределение и рациональное применение ресурсов компании для достижения общих и частных целей.
Процесс планирования на торговом предприятии состоит из нескольких этапов:
- постановка целей и задач развития организации;
- анализ хозяйственной и рыночной деятельности;
- прогнозирование деятельности торговой компании на перспективу с учетом ресурсов и целей;
- разработка плана;
- контроль за исполнением плана развития;
- корректировка плана при необходимости.
Виды и структура планов торговой компании
Экономическое планирование деятельности торговой организации заключается в определении общей стратегии развития и выработка тактических действий.
Основная задача планирования состоит в том, чтобы разработать гибкую систему управления предприятием, направленную на достижении поставленных целей. Для этого создаются планы развития торгового предприятия.
Различаются следующие виды планов предприятий сферы торговли:
- по уровню направления: планы в целом по организации и ее структурных подразделений;
- по деятельности планового периода времени: стратегические или долгосрочные, среднесрочные, текущие, оперативные или краткосрочные;
- по функционально-целевому назначению: дифференцируемые планы (по видам направлений деятельности торгового предприятия), план торговой деятельности, коммерческий план, финансовый план, бизнес-планы и инвестиционные планы.
Комплексный план развития торговой компании включает в себя несколько взаимосвязанных разделов:
- план товарооборота (установка плановых заданий по объему товарооборота всего предприятия и структурных подразделений, определение состава товарооборота, ассортиментной структуры);
- план создания товарных запасов (определение размера и уровня товарных запасов);
- план закупки товаров (определение общего объема и ассортиментной структуры закупки товарных ресурсов);
- план по организации труда (определение потребности предприятия в кадрах, планирование подготовки персонала, повышение квалификации, обоснование форм и систем оплаты труда, создание штатного расписания и т.д.);
- план формирования и развития материально-технического обеспечения (расчет необходимого объема и состава основных фондов компании, разработка мероприятий по расширению и реструктуризации предприятия, по эффективности использования материально-технической базы, проекты реальных инвестиций);
- план или смета текущих затрат (разрабатывается по отдельным видам деятельности, объединяет плановые расчеты по обоснованию норм отдельных видов расходов по предприятию и структурным подразделениям);
- план доходов (определение общего объема, структуры и сроков получения доходов по видам деятельности торгового предприятия, выявление источников получения доходов);
- план получения и распределения прибыли (позволяет оценить рентабельность деятельности организации);
- финансовый план (план получения и применения финансовых ресурсов, план движения денежных средств, план мобилизации заемных средств, балансовый план);
- план социального развития персонала (совершенствование социально-демографической структуры коллектива, улучшение условий и охраны труда, социальное обеспечение).
Планирование показателей товарооборота
ключевым показателем экономического планирования развития деятельности торгового предприятия является розничный товарооборот.
Главной задачей планирования объема розничного товарооборота является его балансовое согласование с покупательными фондами населения и рыночными фондами потребительских товаров.
Объем товарооборота лежит в основе планирования следующих показателей:
- прирост торговой сети;
- уровень издержек обращения;
- объем капиталовложений;
- количество работников;
- валовый доход;
- прибыль и др. финансовые показатели.
В рамках процесса планирования и прогнозирования розничного товарооборота следует принимать во внимание тенденции развития компании, улучшение структуры розничного товарооборота в зоне деятельности организации.
Оптовые предприятия планируют свой товарооборот, который является основным показателей их хозяйственной деятельности. Оптовый товарооборот – это реализация товаров другим компаниям, которые применяют эти товары для перепродажи, для материального обеспечения или как сырье и материалы для производства готовой продукции. Объем и структура оптового товарооборота характеризует степень развития производства и уровень народного потребления.