Общие сведения об экономическом обосновании создания предприятия
Решение о создании нового торгового предприятия должно приниматься предпринимателями на основе большого объема достоверных и высококачественных данных. Их традиционно представляют в форме документа, который называется экономическим обоснованием (технико-экономическим обоснованием, бизнес-планом).
Экономическое обоснование как документ планового характера позволяет предпринимателям выбрать наиболее оптимальные направления действий в процессе создания торгового предприятия и его выхода на полную проектную мощность.
Планирование хозяйственной деятельности, которое базируется на постоянно собираемой и аккумулируемой информации о собственных перспективах и возможностях, о тенденциях развития целевых рынков, о состоянии основных конкурентов и т.д., направлено на своевременную подготовку к ситуациям, несущим в себе опасность для нормального функционирования торгового предприятия, а также на избежание их.
Таким образом, экономическое обоснование создания торгового предприятия как результат работы предприятия по планированию своей хозяйственной деятельности в ближайшем и отдалённом периодах позволяет решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления коммерческой деятельности торгового предприятия, то есть его целевые рынки и предполагаемое место, которое оно займёт на этом рынке;
- сформулировать миссию торгового предприятия, стратегические и тактические цели его деятельности, пути их достижения, определить лиц, ответственных за достижение целей и реализацию миссии;
- утвердить товарный ассортимент, с которым торговое предприятие выйдет на рынок;
- дать стоимостную (денежную) оценку потенциальных затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов на производство и реализацию продуктов из товарного ассортимента;
- определить степень соответствия количественно-качественной характеристики персонала и условий непосредственной трудовой деятельности работников требуемым целевым показателям функционирования торгового предприятия;
- отразить результаты проведенных маркетинговых мероприятий торгового предприятия по изучению целевого рынка, потенциальных конкурентов, поставщиков и клиентов и по выбору средств рекламы, продвижения и сбыта продуктов, ценообразования, а также запланировать проведение новых мероприятий;
- сделать прогноз по изменению материального и финансового положения торгового предприятия на первых этапах его функционирования и его соответствие достижению поставленных целей;
- предусмотреть и описать потенциальные трудности, с которыми может столкнуться торговое предприятие, оценить вероятность их возникновения и способность предприятия их преодолеть, разработать пути предотвращения и нейтрализации подобных ситуаций.
Главное преимущество экономического обоснования создания торгового предприятия заключается в том, что этот документ демонстрирует перспективу его развития, то есть отвечает на тот вопрос, который волнует предпринимателя больше всего: стоит ли вкладывать денежные средства и другие активы в планируемый бизнес и принесёт ли он доходы в таком размере, который бы позволил окупить все затраты сил и средств предпринимателя.
Структура экономического обоснования создания торгового предприятия
Такой документ планирования деятельности торгового предприятия, как экономическое обоснование его создания, должно включать в себя ряд обязательных элементов (разделов).
Преамбулой к основной части документа является резюме. Оно на самом деле составляется в конце работы над созданием этого документа. В нём должны содержаться основные сведения о предполагаемых мероприятиях в процессе создания торгового предприятия, которые должны произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Инвесторы после его изучения либо заинтересуются в этом проекте, либо сразу его отклонят.
Основная часть экономического обоснования начинается с описания предстоящей предприятию коммерческой деятельности. В ней описывается предполагаемая организационная структура предприятия, имеющаяся в его распоряжении инфраструктура и его компетенции, за счет которых предприятие собирается выиграть конкурентную борьбу на рынке.
Далее следует анализ отрасли, в которой торговое предприятие планирует начать ведение коммерческой деятельности. В самом общем виде этот раздел представляет собой краткий обзор экономических, технологических, политических и социальных факторов внешней среды, которые будут воздействовать на предприятие в процессе его функционирования.
Ещё одной обязательной частью экономического обоснования является описание тех продуктов, производством и реализацией которых создаваемое предприятие собирается заняться. Здесь приводится конкретный перечень предлагаемых клиентам товаров и услуг и их основные характеристики. В частности, речь идёт об их конкурентных преимуществах и слабых сторонах, целевой аудитории, особенностях ценообразования, фазах жизненного цикла и др.
Таким образом, экономическое обоснование создание торгового предприятия является необходимым элементом деятельности начинающего предпринимателя. Причём эта работа требует высокого уровня профессионализма, поскольку от её результатов зависит успешность всей последующей хозяйственной деятельности.