Сущность экономической службы предприятия
Экономическая служба предприятия – это подразделение предприятия, занимающееся управлением финансовым циклом.
К задачам финансово-экономической службы относят:
- Организацию учета операций.
- Управление движением денег.
- Надзор за использованием и сохранностью активов.
От деятельности данной службы зависят показатели работы предприятия, а именно, рентабельность используемых ресурсов и активов, финансовая устойчивость, платежеспособность, поддержание конкурентных преимуществ, формирование привлекательных условий для инвесторов и кредиторов.
Предприятие своей основной целью ставит получение прибыли. Результат достигается за счет эффективного использования доступных ресурсов, а также с помощью поддержания нормального соотношения расходов и доходов. Рыночная экономика заставляет предприятия конкурировать между собой. Ценовые факторы являются малоэффективными, поэтому на первый план выходит работа по минимизации расходов и увеличению доходов. Это достигается за счет инновационной деятельности, автоматизации процессов, повышения квалификации сотрудников.
Экономическая служба занимается расчетами всех показателей и выявлением сбоев в движении денежных потоков предприятия. Ее работа влияет на формирование финансовых резервов, эффективную организацию денежных потоков, оптимальное использование доступных ресурсов.
Таким образом, экономическая служба выполняет важные задачи в работе предприятия. Состав и квалификация ее сотрудников определяют качество получаемых данных и их влияние на конечный результат деятельности.
Состав экономической службы предприятия
Компания самостоятельно определяет состав и структуру экономической службы. Однако, особенности структуры этого отдела зависят от следующих аспектов:
- Отрасль.
- Специфика предприятия.
- Масштабность бизнеса.
- Методика менеджмента.
Функционально все экономические отдел выполняют одни и те же задачи.
Отрасль, к которой относится предприятие, определяет состав сотрудников. Например, в производственных предприятиях необходим отдел, занимающийся ревизией и производственным учетом. Сотрудники отдела в торговых компаниях больше сосредоточены на ценообразовании. Если предприятие занимается сразу несколькими направлениями, то необходим аналитический учет деятельности.
Специфика бизнеса определяет состав компании в целом. В зависимости от особенностей ее деятельности могут подбираться те или иные специалисты и создаваться конкретные отделы. Чем крупнее предприятие, тем больше экономическая служба. Это связано с необходимостью анализировать и контролировать большое число операций и бизнес-процессов, поэтому число сотрудников так же увеличивается.
Жизненный цикл компании так же влияет на количество сотрудников. Начало деятельности формирует одни потребности, на этом этапе отдел способен обойтись небольшим числом сотрудников. По мере роста и развития масштабов происходит увеличение отдела, усложнение его структуры. Если предприятие идет по пути открытия новых направлений и видов деятельности, то могут создаваться дополнительные подразделения службы или формироваться отдельное направление.
Эффективность экономического отдела зависит от того, насколько качественно будут решены проблемы организационной структуры, определены функциональные обязанности, распределены трудозатраты, регламентированы бизнес-процессы и утверждена система мотивации сотрудников.
Квалификационные требования к работникам экономической службы предприятия
Экономическая служба обычно объединена с финансовой. Управлением занимается финансовый директор, у которого в зависимости от потребности может быть заместитель. Заместитель может быть ответственным за планово-экономический отдел, отдел финансового контроля и анализа, ревизионный отдел. Так же в подчинении у финансового директора находится главный бухгалтер. На крупном предприятии в его подчинении могут быть заместители, управляющие отделами по производственному учету, по документообороту и взаиморасчетам.
Заместитель финансового директора занимается вопросами планирования и развития бизнеса, то есть стратегическими задачами. Главный бухгалтер курирует вопросы финансового обращения, своевременного учета всех операций по предприятию.
Определение состава и квалификации работников начинается с составления перечня работ, которые необходимы для реализации бизнес-процессов. Следующим шагом становится организация экспертной оценки трудозатрат на каждый вид работ. Например, перечень трудозатрат может включать в себя следующие бизнес-процессы:
- Экономический анализ.
- Оптимизацию себестоимости.
- Управление денежными средствами.
- Внутренний аудит операций.
- Финансовый контроль договоров.
- Управленческий учет и отчетность.
- Планирование бюджетов.
- Поручение руководства компании.
- Управление заемными средствами.
Расчет нагрузки определяет состав работников и требования к их квалификации. За каждым сотрудником закрепляется объем работ и определяются требования к качеству ее выполнения. Вовлечение в те или иные бизнес-процессы так же определяет число сотрудников. Например, экономист планового отдела должен закрывать отчетный месяц, получать данные для анализа, формировать аналитические показатели и так далее. Для него установлены определенные сроки, регламентированы процедуры и указаны требования к результату, который он должен получить и предоставить.
Таким образом, организационная структура финансово-экономической службы зависит от отрасли, специфики и масштабов работы предприятия, а также от методов ведения бизнеса и управления компанией. Чтобы организовать отдел наиболее эффективным образом, необходимо рассчитать фонд трудозатрат и определить требования к квалификации работников. Вовлечение сотрудников в работу происходит с помощью мотивационных выплат и иных методов стимулирования.