Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Железнодорожная промышленность в России

Понятие железнодорожной промышленности

Термин «железнодорожная промышленность» встречается крайне редко. Поэтому иногда возникает путаница с его трактовкой. Иногда его идентифицируют с железнодорожным транспортом, иногда – с отраслью машиностроения. Но истина находится посредине.

Определение 1

Железнодорожная промышленность – это совокупность отраслей, которые обеспечивают строительство железнодорожных магистралей, их эксплуатацию и отраслей железнодорожного машиностроения.

Таким образом, мы имеем дело с межотраслевым комплексом. Его отрасли принадлежат как к строительству, так и к машиностроению и транспорту. Отраслевая структура данного комплекса имеет следующий состав:

  • железнодорожное машиностроение;
  • железнодорожный транспорт;
  • дорожное строительство;
  • обслуживающие отрасли (энергетика, связь, электротехническое машиностроение и пр.).

Начало железнодорожная промышленность берет с момента изобретения паровой машины и ее установки на локомотив.

Железнодорожное машиностроение в России

Определение 2

Железнодорожным машиностроением называется отрасль транспортного машиностроения, которая производит различные виды железнодорожной техники (локомотивы, вагоны, транспортные платформы и т.п.).

Длительное время ввиду своей экономической отсталости Россия была вынуждена закупать железнодорожную технику за рубежом. Основными торговыми партнерами России были Великобритания и Германия. В ХІХ веке именно Британия была мировым лидером в развитии капитализма вообще и железнодорожного транспорта в частности.

Железнодорожное машиностроение в царской России было представлено вагоностроительными и вагоноремонтными предприятиями Петербурга (Петрограда) и Москвы. Локомотивы закупались в основном в Великобритании. В начале ХХ века начал свою работу Луганский паровозостроительный завод, начал строиться завод в Харькове. Паровозоремонтные предприятия открылись в Москве, Киеве, Коломне и Петербурге.

«Железнодорожная промышленность в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

После Октябрьской революции и гражданской войны молодое социалистическое государство оказалось в условиях международной экономической блокады. Для восстановления разрушенного войной хозяйства и подъема экономики требовалось развитие железнодорожного сообщения. Правительству удалось заключить договор с германскими фирмами на поставку первых партий паровозов. В дальнейшем был взят курс на первоочередное развитие тяжелого машиностроения (в том числе – железнодорожного).

За годы Советской власти были восстановлены разрушенные войной и построены новые заводы железнодорожного машиностроения. К новостройкам первых советских пятилеток следует отнести и строительство московского метро. Основной тягловой силой были паровозы. Железнодорожная сеть и заводы железнодорожного машиностроения, находившиеся на территории Европейской части Советского Союза были основательно разрушены в ходе Великой отечественной войны.

Вторая половина ХХ века характеризуется развитием электрификации железных дорог. Для этого были построены электровозостроительные заводы в Новочеркасске и Тбилиси. Пассажирские вагоны строились в Риге и Калинине, грузовые вагоны – в Кременчуге, Днепродзержинске, Абакане и Барнауле. Часть подвижного парка импортировалась из стран социалистического лагеря (тепловозы из Чехословакии, вагоны из Польши). Но это было вызвано не недостаточностью отечественных машиностроительных мощностей, а политическими интересами (поддержание экономики социалистических стран Европы).

После распада Советского союза железнодорожный комплекс, как и вся экономика, пережил кризис. Но развитие экономики и размах территории России послужили основой формирования внутреннего рынка для продукции железнодорожного машиностроения. В настоящее время железнодорожное машиностроение России включает в себя следующие сектора:

  • локомотивостроение (тепловозостроение и электровозостроение);
  • вагоностроение (выпуск грузовых и пассажирских вагонов);
  • производство путевой техники.

Крупнейшими компаниями железнодорожного машиностроения в настоящее время являются: «Трансмашхолдинг» (заводы в Брянске, Коломне, Новочеркасске), Уралвагонзавод, Алтайвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод, Армавирский завод тяжелого машиностроения. Они обеспечивают поставки на внутренний рынок всех видов требуемой продукции – грузовых и пассажирских вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических вагонов, тепловозов и электровозов. В отношении локомотивов Российское машиностроение выпускает как магистральные локомотивы, так и маневровые и маневрово-вывозные. Последние используются на различных предприятиях металлургии, машиностроения, горнодобывающих предприятиях и лесоразработках.

Железнодорожное машиностроение отличается высокой материалоемкостью. Поэтому машиностроительные предприятия этой отрасли тяготеют к металлургическим базам. В настоящее время география железнодорожного машиностроения представлена Центральным районом, Санкт-Петербургом, Северным Кавказом, Нижним Тагилом, Алтайском, Абаканом.

Важной составляющей рассматриваемого комплекса является производство путевой техники. Ведущим предприятиями этой отрасли являются Калужский завод «Ремпутьмаш», Абдулинский и Верещагинский заводы железнодорожного оборудования. Стоит отметить, что железнодорожное машиностроение России требует в настоящее время значительных капиталовложений.

Железнодорожное строительство и железнодорожный транспорт в России

Ввиду обширных территорий страны железнодорожный транспорт играл и играет важную роль в экономике России. Страна имеет одну из самых крупных железнодорожных сетей в мире. Ее общая протяженность превышает 124 тысячи километров. Более трети из них в настоящее время электрифицировано. По протяженности железных дорог Россия уступает лишь США.

На долю железнодорожного транспорта в России приходится 27 % пассажироперевозок и почти 45 % грузоперевозок (без учета трубопроводного транспорта). К сожалению железнодорожный транспорт России характеризуется сравнительно низкой конкурентоспособностью. По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия находится только на 23 -м месте (а по качеству общей транспортной инфраструктуры – на 74 -м).

Первые железные дорог были построены в России в ХІХ веке (Царскосельская дорога, дорога Одесса –Балта). Железнодорожная сеть страны характеризуется территориальной диспропорцией. Наиболее развита железнодорожная сеть в Европейской части страны. Долгое время единственной магистралью в Азиатской части России была Транссибирская магистраль. За годы Советской власти были проложены новые магистрали. Проведена электрификация дорог. В ХХІ веке введены в эксплуатацию скоростные локомотивы отечественного производства. Лидером в российском железнодорожном транспорте является компания ОАО «Российские железные дороги».

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot