Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Закупки и конкуренция

Предпосылки формирования рынка и конкуренции

Рыночные отношения складывались в ходе исторического, политического, экономического и культурного развития общества. В общем виде под рынком понималось физическое место встречи интересов покупателей и продавцов. Сейчас рынок представляет собой механизм, лежащий в основе экономических систем, и приводящий их в равновесное состояние. Кроме того, он выполняет одну из важнейших функций – ценообразование. Предпосылками формирования рыночного механизма стали:

  • Обмен между продавцом и покупателем должен быть выгоден обеим сторонам. Увеличению количества сделок купли-продажи послужило появление денег, как инструмента взаимных расчетов. Предприниматель в ходе обмена получает финансовую выгоду, а покупатель удовлетворяет свою текущую потребность.
  • Экономические агенты свободны в своей деятельности. Покупатели выбирают товар или услугу согласно собственным предпочтениям и оценивают их лишь с точки зрения предельной полезности. Предприниматели самостоятельно определяют род собственной деятельности, производимое благо, методы распоряжения полученной прибыли.
  • Ограниченная роль государства позволяет рыночному механизму регулировать хозяйственную систему. Само государство имеет возможность воздействовать на систему, но лишь через ограниченное число инструментов с целью регулирования итоговых макроэкономических показателей.

Свобода экономических субъектов лежит в основе конкурентной борьбы. Рынок и конкуренция связаны друг с другом, и не могут существовать по отдельности. Конкурентная борьба представляет собой соревнование между производителями за потребительский спрос и более выгодные условия на рынке. Она стимулирует развитие отношений между продавцом и покупателем, заставляя их оптимизировать собственную деятельность и выбор. Благодаря конкурентной борьбе на товары и услуги складывается справедливая цена, способная удовлетворить интересы обеих сторон сделки. Таким образом, рыночный механизм и конкуренция делают национальную экономику не только гибкой и адаптивной, но и создают условия для ее развития и роста.

Роль закупок в экономике

При централизованной экономической системе к каждому производителю был закреплен свой поставщик сырья, полуфабрикатов, энергии и так далее. Как правило, их роль выполняли государственные организации и предприятия, между которыми не существовало конкурентной борьбы и заинтересованности в результате. В современных условиях, когда большая часть экономики определяется рыночными отношениями, складываются следующие характеристики закупочной деятельности:

«Закупки и конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • большое число поставщиков;
  • производитель может выбирать контрагента самостоятельно;
  • рыночное ценообразование;
  • каждый контрагент находится в равных условиях с другими контрагентами;
  • наличие конкурентной борьбы;
  • предприниматель в процессе закупок преследует выгоду.

Оптимизация закупочной деятельности на производстве, либо на уровне государства, позволяет решить определенный круг задач. Например, повысить конкурентоспособность субъекта и его продукции, сбалансировать качество и характеристики благ в соответствии с требованиями рынка, сформировать больший доход, основанный на разнице между стоимостью закупок и продаж.

Закупочная деятельность лежит в основе производственной цепочки любого субъекта хозяйствования. Если экономический агент занимается посредничеством или перепродажей товаров, то на первый план выходит анализ рынка сбыта. Ему необходимо определить товар, его сбытовой потенциал, а также разницу между затратами на закупку и прибыль от реализации. Не менее важно, сформировать представление о количестве закупаемого товара, чтобы исключить дополнительные расходы на хранение, либо продажу продукции по сниженным ценам.

Замечание 1

Таким образом, закупочная деятельность включает в себя анализ потребительского спроса и его потенциала, оценку потребности в том или ином благе, поиск поставщиков с оптимальными ценами и качеством. Далее заключается договор на поставку, уточняет ассортимент, производится сделка купли-продажи и приемка товара по качеству и количеству. По результатам сделки производитель может принять решение о продолжении совместной деятельности, либо искать другого поставщика.

Закупки и конкуренция

В рыночных условиях закупщик имеет выбор среди поставщиков сырья, ресурсов, полуфабрикатов и услуг. При этом каждый из них может стремиться к монополизации своего сегмента. Для того, чтобы поддерживать необходимый для развития уровень конкурентной борьбы, в законодательстве России прописаны определенные правила взаимодействия поставщика и производителя. Такие отношения должны строиться на контрактной основе, которая обеспечивает равенство между всеми поставщиками конкретной сферы деятельности. При этом важно соблюдать правила добросовестной ценовой и неценовой конкуренции. Законом запрещены любые неправомерные действия, а также искусственное ограничение конкуренции и числа закупщиков.

Замечание 2

Кроме того, данный закон регулирует любые виды государственных и муниципальных закупок в целях повышения из эффективности и результативности, а также избегания коррупции и злоупотреблений.

Еще один нормативный акт, регулирующий конкуренцию в сфере закупок, называется «О защите конкуренции». Здесь особое внимание уделяется организации торгов и запросу ценовых котировок, четко прописаны действия, способные ограничить свободу добросовестной конкуренции. К ним относят:

  • регламентацию поведения всех участников торгов;
  • обеспечение равноправного доступа к рыночной информации;
  • любые нарушения в сфере определения победителя торгов.

Таким образом, законодательство России носит антимонопольный характер, ограничивая деятельность государственных организаций в сфере закупок. Оно обеспечивает доступность данного рынка для всех поставщиков, а также уравнивает их положение и возможность участия в движении факторов производства. Это позволяет поддерживать необходимый уровень конкурентной борьбы, который может обеспечить развитие сегмента закупок и способствовать его качественному изменению.

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot