Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Взаимозаменяющие товары в экономике

Определение 1

Взаимозаменяющие товары, т.е. субституты, - это товары, которые обладают способностью заменять друг друга на рынке, поскольку имеют аналогичные свойства, одинаковую область применения, и отвечают однородным запросам покупателей.

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ

Под взаимодополняемостью благ понимается свойство товаров удовлетворять потребности только в совокупности друг с другом. Например, к взаимодополняемым товарам относятся автомобиль и бензин, лыжи и лыжные крепления, бумага и ручка. Взаимодополняемыми бывают не только потребительские блага, но и ресурсы производства, такие как: капитал и труд, компьютер и программное обеспечение, сталь и прокатный станок.

Начни разбираться в искусстве
Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
Выбрать программу
Замечание 1

Взаимодополняемость делится на абсолютную (жесткую) и относительную.

Абсолютная взаимодополняемость – это соответствие одному благу определенного количества другого блага, к примеру, лыжи и лыжные крепления. Примером относительной взаимодополняемости является чай и сахар.

На графике жесткой взаимодополняемости можно увидеть только одну точку касания кривых безразличия с бюджетной прямой (рисунок 1). В данном случае выбор потребителя единственно возможный и вынужденный, независимо от цены благ X и Y, об этом свидетельствуют бюджетные линии MN и HG. Предельная норма замещения MRS равняется 0.

Абсолютная взаимодополняемость. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Абсолютная взаимодополняемость. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

«Взаимозаменяющие товары в экономике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Между тем, чаще всего наблюдается относительная взаимодополняемость, выражаемая кривыми безразличия, представленными на рисунке 2. Зоной взаимодополняемости является расстояние на кривой от C до D. Если цена на одни взаимодополняемые товары (например, фотоаппараты) снижается, то спрос на них увеличивается, это вызывает увеличение спроса на фотобумагу, и цена на нее повышается. Из этого можно сделать вывод, что, если два товара являются взаимодополняемыми, то цена на один из них и спрос на другой имеют обратную связь

Относительная взаимодополняемость. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Относительная взаимодополняемость. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Величина обратной связи рассчитывается при помощи коэффициента перекрестной эластичности $E (x y)$, который показывает эластичность спроса на один товаров относительно цены на другой.

Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Где $Q(x)$ – величина спроса на товар $X$, а $P$ – цена товара $Y$.

Определение 2

Под взаимозаменяемостью товаров понимается их свойство удовлетворять потребности за счет друг друга. Например, взаимозаменяемые товары – это розы и гвоздики, железнодорожный и автомобильный транспорт. Взаимозаменяемыми бывают как потребительские блага, так и производственные ресурсы. Взаимозаменяемые товары носят название товары-субституты.

Различают взаимозаменяемость:

  • Абсолютную (совершенную), когда товары или услуга полностью заменяют другой товар/услугу. К примеру, для обогрева помещения вместо дров, стали использовать уголь;
  • Относительную, когда товар или услуга являются альтернативой, и не существует потребности использовать похожий одновременно.

Установление цен на взаимозаменяющие товары в рамках товарной линии

Определение 3

Товарная линия – это группа товаров, связанных друг с другом на основе определенных критериев. Компания сама определяет данные критерии, а ее выбор зависит от стратегии. К примеру, одна фирма будет считать губки для чистки посуды разных размеров, цветов и формы одной товарной линией, а другая – считать, что эти же губки являются только составляющей, относящейся к товарной линии «Товары для чистки посуды».

Компании в своем стремлении удовлетворять потребительский спрос и использовать различную ценовую чувствительность стараются произвести все более широкий ассортимент товаров. Эти товары могут быть как взаимодополняемыми, так и взаимозаменяемыми.

В пределах одной товарной линии устанавливаются разные цены. Если товар относится к одной товарной номенклатуре, то подход к ценообразованию несколько иной. Фирма будет стремиться разработать систему цен, обеспечивающую максимальную прибыль по всей товарной номенклатуре. Установление цен осложняется взаимосвязью разных товаров друг с другом с позиции спроса и издержек. Рассмотрим 4 типичные ситуации.

Цены устанавливаются в рамках товарного ассортимента. Как правило, фирма производит не один товар, а товарный ассортимент. В таком случае появляется необходимость устанавливать ступенчатые цены на различные товары. Определяя ценовую ступеньку, учитываются различия в издержках, в оценках товарных свойств. Задача продавца заключается в том, чтобы выявить качественные различия товаров, ощущаемые покупателем, для обоснования разницы в ценах.

Цены устанавливаются на дополняющие товары. Большинство фирм в дополнение к основному товару предлагают некоторые вспомогательные изделия. При данном подходе необходимо определить, что следует включить в цену стандартного комплекта, а что предлагать как дополнение.

Цены устанавливаются на обязательные принадлежности. В некоторых отраслях промышленности вместе с основными товарами производятся и обязательные принадлежности, используемые вместе. Изготовители часто устанавливают на основные товары относительно низкие цены, а на принадлежности – высокие. Это дает высокую прибыль.

Устанавливаются цены на побочные продукты производства. В некоторых отраслях в процессе производства выходят побочные продукты. Если такие продукты не имеют значимости по ценности, а их утилизация обходится не дешево, то уровень цены на основное изделие снижается.

Ценообразование на взаимозаменяющие товары, различающиеся по свойствам

Взаимозаменяемые товары удовлетворяют одни и те же покупательские потребности. Если фирма реализует различные модели одного и того же товара, то часто различные изделия в рамках данного ассортимента заменяют друг друга.

В процессе удовлетворения потребностей данные товары конкурируют между собой. В отношении них действует правило: увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой. Если же товары одного и того же вида различны по размерам, то возникает вопрос различия цен на них. Если не изменяются выгоды покупателей в зависимости от размера, то предприниматель будет устанавливать унифицированную цену, которая не связана с размерами товара, и наоборот.

Установление цен на взаимозаменяемые товары, различающиеся по свойствам, происходит аналогично установлению цен на товары разных размеров. Таким образом, оценка каждого товара в ассортименте должна производится с учетом эластичности спроса.

Значение спроса на взаимозаменяющие товары

Для взаимозаменяемых товаров характерны такие параметры:

  • Предназначение;
  • Качество;
  • Область применения;
  • Цена;
  • Технические параметры.

Для потребителя не имеет значения какой продукт или услугу выбрать, если они взаимозаменяемы. В связи с этим потребительский выбор зависит от сочетания цены и качества товара, а также уровня дохода.

В реальной жизни чаще встречается относительная взаимозаменяемость товаров, а абсолютная - реже. Цена товара будет зависеть от спроса на него. Если один товар может заменить другой, то цена на один из них и спрос на другой будут иметь прямо пропорциональную связь. Например, снижение цены на ряженку приведет к снижению спроса на кефир.

Взаимозаменяемость товаров имеет огромное значение при анализе поведения агентов и закономерностей ценообразования в рыночной экономике. Проведение эффективной ценовой стратегии всегда сопровождается изучением взаимозаменяемости благ.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 03.09.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot