Теория отраслевых рынков – это наука о формировании, видах и последствиях функционирования различных рыночных структур, которая включает в себя изучение специфики поведения предприятий на уровне отдельной отрасли и отдельного региона.
Возникновение теории отраслевых рынков
Возникновение теории отраслевых рынков совпадает с зарождением анализа товарно-денежных и рыночных отношений в конце XVIII -второй половине XIX веков. Теория отраслевых рынков зародилась как продолжение анализа спроса и конкуренции, предложения, монополии и олигополии.
Неоклассическая школа экономии занималась исследованием факторов формирования конкуренции на рынке отдельных товаров, представители этой школы теоретически обосновали совершенную конкуренцию, модель которой позволяет эффективно распределять ресурсы, доходы в экономике при установлении справедливых цен.
Особое место в возникновении теории отраслевых рынков занимает исследование А. Маршалла, который соединил элементы экономической теории с практическим бизнесом, а также обратил внимание на неисполнение отдельных условий модели совершенной конкуренции, ранее признаваемой в роли важного фактора рыночного регулирования.
Теория отраслевых рынков в конце 19 – начале 20 в.
В конце XIX - начале XX века сформировались два направления теории отраслевых рынков: теоретико-дедуктивное и эмпирическое. На данном этапе формирования теории отраслевых рынков рынок и фирмы исследуются с помощью дедуктивного или эмпирического анализа. Дедуктивное направление основное внимание уделяло цене, объему выпуска, их связи с эффективностью размещения ресурсов и экономическим благосостоянием. Эти исследования не имели связи с эмпирическими данными, игнорируя исторические и институциональные аспекты.
Исследования отраслевых рынков на данном этапе производились с учетом:
- модели совершенной конкуренции, которая описывала деятельность фирмы, далекую от реального положения дел;
- более реалистичной модели монополии, которая впоследствии доказала отсутствие связи с реальным рынком в силу прямого предположения об отсутствии конкуренции.
Все этого привело к появлению второго направления исследования рынка и фирм, отражающего практические и эмпирические аспекты. Представителям эмпирического направления удалось на описательном уровне изучить историю развития отдельных отраслей и фирм, а также современную структуру и поведение ряда отраслей.
Теория отраслевых рынков в 20-70-х гг. ХХ века
В 1920 - 1970 гг. два направления исследования объединились в единую теорию монополистической и несовершенной конкуренции. В частности, Э. Чемберлин разработал четкую классификацию форм рыночных структур; исследовал теоретическую зависимость различных отраслевых структур и их результативность с позиции цены, прибыли, эффективности, рекламы; проанализировал новое вхождение в отрасль и барьеры, стоящие на пути потенциальной конкуренции.
В 1930 – 1940 гг. экономисты Э. Мейсон и Дж. Бейн объединили в своих работах ключевые подходы к анализу рынков и экономических отраслей. Их идея о наличии в рыночном механизме отношений производителя и потребителя взаимосвязанных составляющих в виде структуры рынка, отраслевого поведения фирм и результативности функционирования рынка стала базовой парадигмой изучения отраслевых рынков.
Современная теория отраслевых рынков
В 1970-ых годах началось современное развитие теории отраслевых рынков, которое связано с исследованием фирмы, анализом несовершенной конкуренции и регулирования рынков государством; проблемой вертикальных отношений; дифференциацией продукции; инновационными предпосылками отраслевого развития.
На современном этапе происходит сочетание, взаимное обогащение и дополнение микроэкономического и системного подходов к анализу рынков на отраслевом уровне. Теоретический и эмпирический анализ в сочетании определила объект анализа с предоставлением спектра структурных параметров поведения фирмы на рынке. Кроме того, данный этап связан с развитием межотраслевого сравнительного анализа рыночных структур. Рост недоверия к эффективности государственного регулирования экономики в 1970-х годах привел к возникновению новых направлений исследования отраслевых рынков.
Развитие теории отраслевых рынков на рубеже XX-XXI века во многом связано с тенденциями мировой глобализации экономической системы. До начала 1990-х гг. главная единица анализа теории международной торговли была связана с государством. Однако дальнейшие исследования и новые данные перевели акцент внимания на изучение влияния торговли на конкретную фирму. Глобализация обострила проблемы конкурентных преимуществ фирм в различных отраслях международного рынка, что привело к появлению новых теоретических наработок для анализа таких факторов. Новаторские концепции отмечали стремительное изменение стабильных отраслей при появлении новых продуктов, а также зависимость перспективности фирмы от развития не сегодняшнего, а будущего рынка.
Таким образом, в современной теории отраслевых рынков осуществляются исследования по следующим основным направлениям:
- Изучение поведения фирм на отраслевых рынках. Особенно актуальным становится анализ глобальных и транснациональных фирм, их рыночной стратегии, пути роста и вертикальной интеграции, влияние структуры на уровень прибыльности предприятий, ценообразование в условиях конкуренции, условия приобретения рыночной власти, структура расходов на исследования и инвестиционные проекты.
- Исследование конкурентных отношений на отраслевых рынках, теоретическая концепция которых изменялись с развитием экономической теории. Свободная и совершенная конкуренция была актуальна на этапах зарождения рыночных отношений, когда отсутствовали крупнейшие корпорации, а вмешательство государства в рыночные механизмы взаимодействия фирм было минимальным. С индустриальным развитием экономики концентрация капитала потребовала проведения исследования причин отношений несовершенной конкуренции, анализа разных рыночных структур по числу участников, дифференциации или однородности товара, барьеров и способности фирмы определять рыночную цену.
- Исследование форм государственного регулирования рынков и отраслей.