Особенности малого бизнеса
Малый бизнес – это форма экономической деятельности, предполагающая получение прибыли одним предпринимателем или небольшим коллективом людей.
Производство лежит в основе любой экономической системы. Рыночная экономика допускает разнообразие форм собственности и видов деятельности. Поэтому появилось не только множество отраслей экономики, но и различные формы предприятий, которые для удобства классифицируются по ряду признаков. Наиболее часто все предприятия разделяют на малые, средние и крупные.
Разделение происходит по количеству сотрудников и ежегодному обороту денежных средств. Соответствие критериям позволяет фирмам пользоваться определенными преференциями и льготами от государства.
Малыми предприятиями в России считаются предприятия с численностью работников до 100 человек, для микропредприятий эта цифра составляет 15 человек. Годовой оборот должен не превышать 800 миллионов рублей для малых и 120 миллионов для микропредприятий.
Соответствие вышеуказанным нормам позволяет предпринимателям пользоваться упрощенной системой ведения учета и налогообложения, применять налоговые льготы и отсрочки, участвовать в программах на получение субсидии от государства.
Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, так как именно он выступает двигателем рыночного развития. Множество малых предприятий создает условия выбора для покупателей. Малый бизнес быстро внедряет инновации и доводит их до потребителя. В развитых странах малые предприятия работают не более 12 месяцев, что считается нормой. Российский малый бизнес представлен в основном в сфере услуг. В западных странах большую часть ВВП приносит именно сектор малых предприятий, в России этот показатель не превышает 10%.
Малый бизнес в России
Становление рыночной экономики в России требует развития малого и среднего бизнеса. Без них невозможно добиться устойчивого экономического роста и развития. Кроме того, малый бизнес является катализатором инновационной деятельности, что позволяет быстрее строить индустриальное общество в России.
Отличительной особенностью малого бизнеса является высокая личная заинтересованность каждого участника. Учредитель несет ответственность собственным имуществом, а небольшое число сотрудников обычно понимает, что от качества их работы и производительности зависит совместный результат. Согласно официальным данным статистики доля участия малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 20%.
Малый бизнес в России представлен преимущественно сферой услуг и выполнением мелких работ. В сложных технологичных отраслях малый бизнес практически не развит.
Государство поддерживает малый бизнес через гранты, субсидии, создание бизнес-инкубаторов, гарантийных и других фондов. С его стороны осуществляется консультационная поддержка бизнеса в сфере ведения бухгалтерского учета и юридических услуг.
К сожалению, в последние годы количество малых предприятий резко сократилось из-за снижения общего уровня жизни населения, общей экономической нестабильности и кризисов. Однако, некоторые сферы продолжают быть привлекательными для предпринимателей, среди них:
- Рынок продовольственных и бытовых товаров.
- Проведение ремонтов и строительных работ.
- Создание и продвижение информационных ресурсов.
- Продажа знаний, оказание консультаций.
- Оказание частных медицинских и стоматологических услуг.
- Растениеводство.
- Фермерство.
Таким образом, малое предпринимательство занимает свою долю российского рынка, но не оказывает существенного влияния на экономику страны в целом. Со стороны государства ему оказывается целевая поддержка, но ее недостаточно для того, чтобы усилить этот сектор.
Влияние внешних и внутренних факторов на развитие малого бизнеса в России
Российский малый бизнес выживает в достаточно сложных условиях. Несмотря на то, что в части юридических право проводятся различные доработки, то в других сферах предпринимателям приходится сталкиваться с множеством проблем. Из наиболее значимых барьеров можно выделить:
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Сложность в получении кредитных средств.
- Трудности в установлении отношений с поставщиками, легализации капитала.
Особенность малого бизнеса состоит в том, что от каждого сотрудника зависит результат компании. Если на крупном предприятии этот эффект сглаживается, то на малом места для ошибки немного. Кроме того, сотрудники должны обладать разносторонними знаниями, чтобы иметь возможность выполнять трудовые обязанности в заданных условиях.
Российская кредитная система страдает от нестабильности экономики. Банки часто завышают ставки по кредитам и не охотно выдают средства малым предприятиям, считая их ненадежными. Малый бизнес не получает средств, что негативным образом влияет на длительность его работы.
Еще одной особенностью российской экономики является наличие крупных монополий, с которыми практически невозможно конкурировать. Они распространяют свою власть на всех участников, мешая малым предприятиям развиваться.
Налоговая система в стране достаточно тяжелая для небольших предприятий. Несмотря на определенные доработки до создания гибкой простой системы еще очень далеко. Страхование рисков развито мало. Это мешает давать гарантии участникам экономических отношений, защищать права собственников малых предприятий.
Сами предприниматели не имеют достаточного уровня подготовки для качественной организации и ведения бизнеса. Они сталкиваются с нестабильной внешней средой, и часто не могут найти выхода из-за нехватки опыта и знаний. Сегодня для предпринимателей организуется бесплатная поддержка юристов и бухгалтеров государственными службами.
Малый бизнес в России является перспективным направлением, но находится на стадии становления, поэтому нуждается во всесторонней государственной поддержке.