Развитие Франции
В 20 веке произошли значительные изменения в жизни общества. Одной из стран, в которой перемены в политической, экономической и финансовой сфере стали очень значительные, является Франция. За прошедшие столетия во Франции два раза происходило реформирование политического устройства. Резко было изменено геополитическое положение: из метрополии и гигантской колониальной империи страна превращается в один из моторов западноевропейской интеграции.
Франция входит в военный и политический союз с другими западными государствами, включая Германию, которая ранее была основным противником Франции.
Французская экономика также терпит большие перемены, всё больше она интегрируется в мировое хозяйство и поэтому вынуждена постоянно приспосабливать свои основные параметры развития к требованиям мирового уровня.
Важнейший итог 20 века заключается в радикальной модернизации экономики, которая перешла от аграрно-индустриальной к индустриальной структуре. Экономика услуг и модификация вариантов участия в мировых хозяйственных связей перешла от вывоза ссудного капитала к вывозу продукции промышленности с постепенным увеличением акцента на продукции высокой обработки. С восьмидесятых годов начинается массовый экспорт производительного капитала.
Данные перемены характеризуются трансформацией национального хозяйственного механизма, при этом процесс отличался определенной спецификой, которая стала исчезать только в последнее время.
Особенности финансовой системы Франции
Финансовая политика Франции рассматривается неразрывно с экономикой. Современная экономика Франции является одной из самых мощнейших в мире, на рубеже 21 века она занимала пятое место среди ведущих западных стран по душевому валовому внутреннему продукту, пятое место по удельному весу мирового промышленного производства, 4 место по доле в мировом экспорте.
Если рассматривать современную финансовую систему, то она включает общий бюджет, специальные казначейские счета и присоединённые бюджеты, а также специальные фонды, финансы государственных организаций и местные финансы.
Основой финансовой системы Франции является государственный бюджет, который включает половину всех финансовых ресурсов страны. Можно сказать, что государственный бюджет не утверждается законодательно, а ежегодно составляется в качестве вспомогательного документа, объединяющего общий бюджет, счета казначейства и присоединенные бюджеты.
Расходы и доходы бюджета государства классифицируются на две части: операции окончательного характера, то есть безвозвратное финансирование или обычные текущие расходы, кредитные операции временного характера.
Формирование доходов государственного бюджета Франции происходит через налоги, средства государственных организаций, займы и прочие поступления. Если рассмотреть расходную часть бюджета, то она состоит из расходов на содержание заморских территорий, а также предусматривает остаток бюджета предыдущего года и плановый остаток на начало года. Основная статья доходов бюджета заключается в налоговых платежах.
Налоговая система Франции состоит из прямых и косвенных налогов и взносов, национального социального страхования.
Косвенные налоги имеют большое значение, в начале XXI века их доля достигает 60% от бюджетных доходов страны. Государство применяет три вида косвенных налогов, среди которых фискальные, монопольные налоги, акцизы, пошлина.
Экспортная продукция полностью освобождена от косвенных налогов. Прямой налог обеспечивает только 40% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Тем не менее, если рассматривать темпы роста, то прямые налоги в какой-то степени опережают косвенные, при этом их доля постепенно увеличивается. Наряду с этим правительство ежегодно расширяет налоговые льготы для компаний.
Расходы бюджета можно классифицировать с одной стороны по министерствам и ведомствами, а с другой стороны- в соответствии с функциональным принципом на текущие и капитальные расходы.
Принципы бюджетного процесса
Финансовая система Франции основана на бюджетной системе, которая характеризуется четырьмя принципами:
- формирование годового бюджета,
- единство,
- специализация,
- универсальность.
Финансовый год во Франции совпадает с календарным годом. Если рассмотреть принцип единства бюджетной системы, то можно сказать, что все финансовые операции страны отражены в одном законодательном документе, утвержденном Парламентом.
Специфика Франции заключается в том, что многие финансовые операции оформлены в виде предложений в общий бюджет или начисляются отдельно от государственного бюджета.
Универсальность характеризуется отдельным отражением доходов и расходов в абсолютной сумме. Однако по некоторому ряду статей бюджета государства отражается только чистое сальдо.
В специализацию бюджетной системы включается использование бюджетных кредитов с отсутствием права перевода их из одной статьи в другую. Практически в течение года происходит перераспределение дотаций по объектам кредитования без определенного законодательного оформления.
Бюджетный процесс включает в себя три основные этапа: проект подготавливается, рассматривается и утверждается в парламенте, выполняется государственными и местными бюджетами. Бюджетный процесс во Франции претерпел эволюцию, он закреплен Конституцией и приводит к росту роли исполнительной власти через снижение финансовых прав парламента и обеспечивает ведущую роль правительства.
Проект бюджета должен быть разработан течение 9 месяцев Министерством экономики и финансов при учёте других заинтересованных ведомств. Франция использует новую практику составления проекта бюджета на примере США. Она представляет собой рационализацию выбора бюджета. При разработке бюджета используются экономико-математические методы и электронно-вычислительная техника.